10.02.2020 17:46
Второстепенные персонажи в романе У. Фолкнера «Свет в августе»
Темой нашего доклада является анализ второстепенных персонажей в романе У. Фолкнера «Свет в августе». Актуальность исследования обуславливается тем, что второстепенные персонажи ранее не рассматривались в системе.
Задачей нашего исследования было на основе теоретической базы определить главных и второстепенных персонажей, определить средства связи данной системы и роль второстепенных персонажей в интерпретации авторского замысла.
В теоретической части мы отметили, что неучастие персонажа в основном действии произведения - нередко своеобразный знак его важности как выразителя общественного мнения, символа, авторского резонера. В системе структурального анализа Ю. М. Лотман выделял две группы персонажей: подвижные и неподвижные. В своем исследовании на основании этих теоретических положений мы доказали, что некоторые персонажи подвижны, т. е. имеют право на пересечение границы, и, таким образом, выделили четыре значительных героя: Байрон Банч, Джоанна Берден, Лукас Берч и Перси Гримм, не принимая во внимание Кристмаса, Хайтауэра и Лину как главных героев, о которых написано огромное количество исследований.
Средством связи внутри системы персонажей является тема ответственности. Для отрицательных персонажей она связана с темой справедливости. Однако взгляд на темы расизма и ответственности, по всей видимости, волновавшие автора, неоднозначен. Слишком разнородным кажется материал, особенно тема ответственности раскрывается разновекторно. Здесь мы выходим на явление полифонии. Термин полифония пришел из музыковедения, поэтому мы посчитали интересным обратиться к источнику, не упуская из вида литературоведческое понимание термина, данного М. М. Бахтиным.
Мы предположили, что тема двойничества раскрывается по принципу подголосочной полифонии: образ Лукаса Берча оттеняет образ Кристмаса подобно ведущему голосу и подголоску. Тема расизма раскрывается по принципу контрастной полифонии (история Дока Хайнса и Джоанны Берден). Тема ответственности - по принципу имитационной полифонии. То есть одна проблема по-разному реализуется в историях нескольких персонажей. Тема отрицания жизни связывает условно положительных и условно отрицательных персонажей. Примечательно, что не всех персонажей можно идентифицировать как положительных или отрицатель¬ных согласно их выбору: отрицать ли жизнь. Но есть несколько персонажей, совсем, казалось бы, незаметных: Армстид и его жена Марта, Гэвин Стивенс, адвокат, безымянный человек, подвозивший Банча и Лину, и его жена. Эти персонажи выступают как бы посредниками между читателем и романом. Например, от адво¬ката Стивенса мы узнаем, как закончилась история Кристмаса, а также семьи Хайнсов. Именно ему Фолкнер позволил описать сцену смерти Кристмаса, одну из важнейших в романе. Безымянный человек рассказывает жене (на самом деле, читателю) окончание истории Лины и Байрона Банча. Именно эти два героя отчего-то вызывают у читателя особенную приязнь, от их мирного разговора становится тепло на душе. Это простые, душевно здоровые люди, свободные от расовых, гендерных, религиозных предрассудков. Простотой, читай правильностью, своего мировосприятия они утверждают главную, по нашему мнению, идею Фолкнера - утверждение жизни.
М. А. Нилова
Опубликовано 10.02.2020 17:46 | Просмотров: 619 | Блог » RSS |