26.06.2020 10:10

Вопросы экологической культуры в профессиональной деятельности учителя

Вопросы экологической культуры в профессиональной деятельности учителя

Сложившаяся экологическая обстановка в мире ставит перед человеком важную задачу - сохранение экологических условий жизни в мире. В связи с этим остро встаёт проблема формирования экологической культуры нынешнего и будущего поколений. Поэтому важность экологического воспитания для детей в современном технологическом мире нельзя недооценивать: оно должно стать одной из приоритетных задач современного образования.
Ключевые слова: педагог, экологическая культура, воспитание, педагогическая деятельность.

Педагог, прежде всего сам должен быть носителем экологической культуры. Он должен приучать детей наблюдать окружающий мир природы, учить видеть и понимать элементарные связи и зависимости, создавать такие условия, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять свои знания. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап школьного обучения, когда стихийные знания о культуре взаимоотношений с природной средой систематизируются и обобщаются [1].

ФГОС диктует учителю, что личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях. Поэтому наиболее актуально выявить, как будущие учителя планируют уделять внимание этому требованию в рамках своего предмета.

Новизна темы заключается в том, что мы провели анкетирование студентов педагогических направлений и получили мнения будущих учителей о том, как они будут включать вопросы экологической культуры в содержание предмета.

Предмет исследования - вопросы экологической культуры в профессиональной деятельности учителя.
Объект исследования - экологическое образование в школе.
Цель исследования данной работы - выявление необходимости и возможности использования вопросов экологической культуры в деятельности учителя.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Дать определения основным понятиям профессиональной деятельности педагога.
2. Рассмотреть различные взгляды ученых на формирование экологической культуры.
3. С помощью анкетирования рассмотреть возможные эпизодическое рассмотрение вопросов экологии в школьном образовании.

Экологическая культура является неотъемлемым компонентом общей культуры человека. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании этап школьного обучения, когда стихийные знания о культуре взаимоотношений с природной средой систематизируются и обобщаются. Воспитание нового поколения, становление его культуры и интеллигентности неразрывно связаны с формированием экологического сознания.

Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам - все это имеет первостепенное значение для духовнонравственного развития и воспитания подрастающего поколения. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения [2].

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения является ключевым фактором успешного развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, его состояния и качества внутренней жизни [5].

Для определения необходимости уделять внимание основам экологической культуре в школе, мы провели анкетирование студентов Шуйского филиала Ивановского государственного университета разного возраста, пола и направлений подготовки, которое отразит мнения студентов по данному вопросу.
Анкета состоит из 14 вопросов, из которых:
- 12 закрытых вопросов с выбором варианта ответа;
- 2 открытых вопроса (анкетируемый предлагает свой вариант ответа на вопрос).

Анализ тестирования представлен в виде таблиц, графиков, диаграмм, использованы простейшие вероятностные и статистические модели, дан вывод относительно каждого пункта и всей работы в целом.

В заключение работы мы дадим несколько рекомендаций будущим учителям, что поможет повысить эффективность применения вопросов экологической культуры в своем предмете.
1. Экологическому воспитанию необходимо уделять внимание учителям и родителям вместе, только совместными усилиями возможно добиться наилучшего результата освоения вопросов экологической культуры в школе.
2. Наиболее целесообразно уделять внимание экологическому воспитанию в следующих формах: классный час, беседы, тематические уроки, внеурочные формы деятельности.
3. Большинство студентов советует родителям уделять внимание экологической культуре с помощью личного примера, бесед и ведя здоровый образ жизни.
4. Самые эффективные формы, с помощью которых целесообразно уделять внимание экологическому воспитанию: классный час, беседы, тематические уроки, внеурочные формы деятельности.
5. Предметы, в которых (по мнению студентов) недостаточно внимания уделяется вопросам экологической культуры: природоведение, математика и история.
6. Большинство студентов считают наиболее эффективными методами такие, как: урок и в игровой форме, беседы и экскурсии.
7. Используя эпизодическое использование вопросов экологии в рассмотрении примеров по определенным темам, посвящение метапредметным связям темы урока и использование метапредметных связей для ведения элективного курса возможна реализация метапредметных связей экологии и дисциплин школьной программы.

Список использованной литературы
1. Гагарина К. Е. Роль учителя в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения // Молодой ученый. 2011. № 3. Т. 2. С. 110-115.
2. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. 24 с.
3. Дмитриева Е. А., Ландырева А. С. Методические условия формирования экологической культуры младших школьников в условиях дополнительного образования // Ярослав. пед. вестн. Т. II (Психол.-пед. науки). 2013. № 2. С. 137-142.
4. Игнатова В. А. Формирование экологической культуры учащихся: теория и практика / под ред. В. И. Загвязинского. Тюмень, 1998. 97 с.
5. Логу а Р. А. Экология культуры (экокультура). М.: Изд-во РАГС, 2007.
6. Мезинов В. Н. Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие. Елец, 2005.
7. Шмакова О. А. Роль классного руководителя в духовно-нравственном воспитании молодёжи. URL: http://vbibl.ru/kultura/ 49734/index.html?page=2

Л. В. Куликова

Вопросы экологической культуры в профессиональной деятельности учителя

Опубликовано 26.06.2020 10:10 | Просмотров: 587 | Блог » RSS