27.05.2021 15:02
Влияние потребительского поведения на показатели развития региона. Часть 2
В экономической теории утверждается, что люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление при росте дохода, но в меньшей мере, чем растет их доход, таким образом, по мере увеличения дохода, доля сбережений увеличивается более быстрыми темпами. Сбережения населения являются источником и основой для инвестиций. Для превращения сбережений в инвестиции необходимо создание государственными структурами таких условий, при которых потребитель был бы заинтересован отнести свои сбережения в банк, ПИФ или вложиться в ценные бумаги, а не держать деньги «под подушкой». Необходимым условием, в первую очередь, является доверие вкладчика к финансовым структурам.
Рисунок 2. Динамика предельной склонности к потреблению, предельной склонности к сбережению, мультипликатора потребительских расходов в период с 2006 по 2014 гг.Составлено на основе данных официального сайта Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] / URL: http://gks.ru Рассмотрим мультипликатор потребительских расходов. Значение показателя демонстрирует реакцию прироста ВВП на прирост первоначальных инвестиций. Динамика показателя представлена на рисунке 2.
Кейнсианская теория не работает, если мультипликатор принимает отрицательное значение, что можно наблюдать в 2011, 2013 и 2014 гг. Это значит, что такой механизм государственного регулирования как осуществление вливаний в экономику не дают результата, а только стимулируют рост инфляции.
Наибольшее значение мультипликатор принимает в 2007 г., так как в этот период значение показателя предельной склонности к потреблению максимально близко к 1. Что говорит о том, что весь прирост доходов населения был направлен на увеличение потребления. В этом же году наблюдается сильный прирост ВРП по отношению к 2006 г. и составлял 24,2%. Подобная взаимообусловленность говорит о высокой чувствительности потребительского поведения к изменению доходов.
Рост сбережений может негативно влиять на экономический рост, если производство целиком определяется спросом. Свойство мультипликатора, в соответствии с которым накопления снижают совокупный спрос, свидетельствует о наличии эффекта «парадокс бережливости» (- противоречие, выявленное кейнсианской теорией, согласно которому попытка общества сберегать больше приводит к уменьшению объема сбережений, что связано с возрастанием предложения денег банкам, уменьшением ставки депозитного процента, в связи с чем общий объем сбережений сокращается).
Достаточно сложно или даже невозможно сформировать единый механизм в руках государства с целью влияния на поведение потребителей, принятие ими финансовых решений, поскольку выбор домашним хозяйством соотношения между потреблением и сбережением оказывает неоднозначное влияние на макроэкономические показатели.
Однако, однозначно экономические решения государственных структур формируют поведение потребителей. Существует тесная взаимосвязь между социально-экономической политикой государства и принятием финансовых решений домохозяйствами. Приведенный факт подчеркивает значимость исследования механизмов принятия финансовых решений населением, которое позволит повысить эффективность реализуемых мер в рамкахгосударственной социально-экономическойполитики, а также эффективно управлять потребительским поведением, что в свою очередь приведет к экономическому росту как региона, так и в целом страны.
Список литературы
1. Голова А. Г. Социально - экономические подходы к управлению потребительским поведением населением / А. Г. Голова // Вестник РГГУ. - 2013. - № 6 (107). - С. 66 - 75.
2. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости процента и денег / Дж. М. Кейнс. - М. : Гелиос, 2011. - 352 с.
3. Ниворожкина Л. И. Сколько сберегают российские домохозяйства: Статистическое тестирование гипотезы абсолютного дохода Дж. Кейнса / Л. И. Ниворожкина // Финансовые исследования. - 2015. - № 2 (47). - С. 30 - 35.
4. Пальшина Е. Н. Взаимообусловленность социально-экономической политики государства и принятия финансовых решений домохозяйствами / Е. Н. Пальшина // Дискуссия. - 2011. - №4. - С. 26 - 32.
5. СинчукИ. Ю. Совокупный спрос и совокупное предложение / И. Ю. Синчук // Современные научные исследования. - 2012. - № 9 (6). - С. 20.
6. Чинилина К. А. К вопросу об использовании теории Дж. М. Кейнса: достоинства и недостатки / К. А. Чинилина // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. - 2013. - № 23. - С 19 -22.
7. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Карелия [Электронный ресурс] / URL: http://krl.gks.ru/
Аннотация. В работе рассмотрена роль потребительского поведения в экономическом росте страны. Произведены расчеты с целью доказательства причинно-следственной связи между поведением потребителей и экономическим развитием на примере Республики Карелии.
Ключевые слова: экономический рост, региональная экономика, потребительское поведение, совокупный спрос, маркетинговые инструменты.
П. А. Фокина
Опубликовано 27.05.2021 15:02 | Просмотров: 552 | Блог » RSS |