19.08.2019 13:44

Вегетарианство в религиозных текстах: социологиеский аспект. Часть 3

Вегетарианство в религиозных текстах: социологиеский аспект. Часть 3

Нельзя не упомянуть о христианстве и о проявлении ахимсы и вытекающего их неё вегетарианства в Ветхом Завете. В самой первой главе первой из библейских книг содержится призыв к растительной диете. Господь говорит: «вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя, - сие вам будет в пищу» (Быт. 1:29). Можно утверждать, что с самого начала Он настаивает на растительной диете. Затем Он объясняет, что природная, растительная пища «хороша весьма». Это выражение Он употребляет только по отношению к вегетарианской диете. Позднее Он говорит о разрешении есть мясо как об «уступке». Об этом сказано в IX главе Книги Бытия, где Господь дозволяет Ною есть все, что движется. Однако вскоре после этого Он все же накладывает запрет на поедание крови животных (и на этой почве рождаются сложные еврейские законы кошера). Затем Господь сообщает нечто вроде кармы, ожидающей тех, кто убивает животных: «От их рук и погибнете» (Быт. 9:5). Впоследствии подобная практика питания модифицировалась в ряд пищевых запретов и другие ограничений, в пост основан на примере Иисуса Христа, постившегося сорок дней в пустыне.

Как говорится в труде Стивена Розена «Пища для духа», на протяжении веков сложились две основные школы христианской мысли: школа августино-францисканская школа и аристотеле-аквинатского толка.

Школа Августина-Франциска учит, что мы все - братья и сестры, у которых один Отец - Бог. Эта школа близка к учению Платона и основана на воззрениях св. Франциска; она наиболее совместима с вегетарианским образом жизни. Школа Аристотеля-Аквината, напротив, считает, что животные существуют для того, чтобы доставлять человеку удовольствие, и только для этого. Мы можем есть их, ставить над ними жестокие эксперименты и прочее (современное христианство тяготеет именно к этой форме религии).

Религии Востока глубже осознают необходимость вегетарианства. Слова «буддизм», «индуизм», «джайнизм» сразу же ассоциируются с представлением о мирном образе жизни и призыве к доброте. Иудейско- христианская традиция, к примеру, кажется более поверхностной, по крайней мере, в этом отношении. Это связанно с тем, что восточные учения ставят доброе отношение ко всем живым существам выше доброты к роду человеческому. Как сказано выше, в ведических текстах, первая этическая система включает в себя вторую и потому более совершенна. Веды говорят, человек должен во всех существах видеть одну и ту же жизненную основу, вне зависимости от внешней оболочки тела. Именно поэтому на Востоке доброе отношение ко всем живым считается высшим нравственным принципом. Некогда все крупнейшие мировые религии также признавали данный принцип главной ценностью. Однако на Западе эта истина изменила ракурс под воздействием церковных авторитетов.

Современные религии, в практикуемой сегодня форме, по большей части умаляют важность вегетарианства и сострадания к животным. Благодаря разумным доводам и доказательствам, приверженец любого вероисповедания может научиться видеть во всеобъемлющем сострадании и в сопутствующем ему вегетарианстве нить, проходящую через все религии мира.

1. Ядов, В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. - М.: Академкнига, Добросвет, 2001. - 596 с.
2. Кейпер, Ф. Б. Я. Труды по ведийской мифологии. М.: Главная редакция восточной литературы изд. Наука, 1986. - 196 с.
3. Розен, С. Пища для духа - New York, Bala Books, 1987
4. Чаппл, К. Милосердие к животным, к Земле и к самому себе в религиях Азии. - Москва, 2008. - 331 с.
5. Шмидт Г-П. Происхождение ахимсы. - М.: Издательство восточной литературы, 2006. - 134 с.
6. Alsdorf, Ludwig: Beitrage zur Geschichte von Vegetarismus und Rinderverehrung in Indien, Wiesbaden 1962, p. 561-576.

К. Кузнецова

Вегетарианство в религиозных текстах: социологиеский аспект. Часть 3

Опубликовано 19.08.2019 13:44 | Просмотров: 372 | Блог » RSS