19.08.2019 13:48

Вегетарианство в религиозных текстах: социологиеский аспект. Часть 2

Вегетарианство в религиозных текстах: социологиеский аспект. Часть 2

Религиозные установки Востока явились наиболее благоприятными для движения за права животных - подтверждая это своей приверженностью к вегетарианской диете. Однако именно индуизм считается отправным пунктом духовного основания защиты животных. В доказательство к этому, стоит упомянуть о ведах - самых древних сакральных текстах мира. Согласно Кейперу Ф. Б. Я. «Труды по ведийской мифологии» [2], этнический принцип вед на санскрите описан как sarva-bhuta-hita, что означает «доброта ко всем созданиям», в противовес «доброте к себе подобным» (loka-hita). Первая этическая система, говорится в Ведах, включает в себя вторую, и потому она должна быть принята всеми мудрецами. Любовь ко всем созданиям требует большего нравственного совершенства, и приверженцам ведических учений следовало развить в себе широту духовного мировоззрения. Далее, все духовно развитые люди, желавшие достигнуть полного прозрения, должны были во всем следовать ахимсе - принципу «непричинения зла».

Тем не менее, современные исследователи так и не смогли определить происхождение ахимсы (поведение и образ действий, при которых первым требованием является ненанесение вреда - ненасилие). Об этом пишет в своём труде «Милосердие к животным, к Земле и к самому себе в религиях Азии» Кристофер Чаппл [4]. Одни учёные имеют основания полагать, что данное положение зародилось вместе с ведическими учениями, другие вторят, что определенный статус он приобрел в среде буддизма; третьи уверенны - идея ахимсы извлеклась из джайнизма (- древняя дхармическая религия, появившаяся в Индии приблизительно в IX - VI веках до н. э.). Наиболее часто в этой связи цитируются две работы, основной акцент которых на общественном уставе, отраженном в традиционных ин¬дуистских сводах законов: «Beitrage zur Geschichte von Vegetarismus und Rinderverehrung in Indien» Л. Альсдорфа [6] и «Происхождение ахимсы» Ганса-Петера Шмидта [5]. Хотя в этих книгах и отмечается особая приверженность джайнов (последователей джайнизма) к ахимсе, авторы не могут точно утвеждать, что этот принцип зародился в русле джайнизма. Они также утверждают, что Махавира, признанный основатель джайнизма, не был вегетарианцем, но это утверждение было убедительно опровергнуто ученым-джайнистом X. Р. Кападиа.

Шмидт пишет о том, что коренные жители долины Инда не могли быть вегетарианцами, ссылаясь на раскопки в развалинах Мохенджодаро и Хараппы, где обнаружены кости животных мясных пород: «...среди неарийского населения Индии, находящегося в стороне от влияния буддизма, нет никаких сходных убеждений, которые могли бы подтвердить гипотезу о том, что ахимса и вегетарианство пришли не из арийских религиозных традиций» [5, с. 61]. Он оперирует тем, что, поскольку эти животные явно были съедены, значит местные жители не могли быть вегетарианцами. Большинство исследователей не согласно со Шмидтом. Чаппл, к примеру, отмечает: «Присутствие в городском мусоре костей не доказывает, что все жители города ели мясо. В Индии по сей день живут и вегетарианцы, и любители мяса» [4, с. 27]. Проведенное Чапплом исследование того отрывка из древнеиндийского эпоса «Махабхараты» («Шанти Парва»), где Бхишма и Юдхиштхира обсуждают вопросы религии, в том числе вегетарианство и доброе отношение к животным, ясно доказывает древнеиндийское происхождение ахимсы и ее логическое продолжение в вегетарианской диете. Питер Шрейнер также разбирал этот диалог из сакрального текста «Махабхараты» и пришел к сходным заключениям. Автор данной книги также считает, что ахимса уходит корнями в древнюю ведическую культуру Индии, особенно пышно расцветшую в таких теистических направлениях, как вайшнавизм.

К. Кузнецова
Продолжение следует

Вегетарианство в религиозных текстах: социологиеский аспект. Часть 2

Опубликовано 19.08.2019 13:48 | Просмотров: 288 | Блог » RSS