04.09.2019 09:31

Уточнение словаря младшего школьника

Уточнение словаря младшего школьника

Работа по уточнению словаря включает в себя разнообразные задания, связанные с усвоением синонимов и антонимов, омонимов и многозначных слов, а также фразеологизмов. Остановимся подробнее на работе с синонимами. Синонимы – это слова, обозначающие одно и то же явление действительности, но по-разному – или выделяя в называемом предмете различные его стороны, или характеризуя этот предмет с различных точек зрения. Синонимы могут различаться: оттенками лексического значения; эмоционально-экспрессивной окраской; стилистической принадлежностью; степенью употребительности; сочетаемостью с другими словами.

В начальных классах проводится только практическая работа с синонимами, наблюдение над которыми формирует у детей понятие о словах, обозначающих одно и то же явление действительности. М. Р. Львов предлагает следующую систему практических упражнений с синонимами:
1) обнаружение синонимов в читаемых текстах, объяснение значений и особенно оттенков значений, различий между словами-синонимами;
2) подбор синонимов, которые могут служить заменой друг другу, и выяснение оттенков значений, различий употребления;
3) специальные упражнения с синонимами;
4) активизация употребления синонимов;
5) исправление речевых ошибок, замена слова другим, синонимичным ему и более уместным в данном контексте.

Работу с синонимами начинают уже в 1 классе, в период обучения грамоте. Учитель постоянно обращает внимание учащихся на встречающиеся в текстах синонимы и их градацию (светлое, солнечное небо). Во 2 классе учащиеся подбирают группы из 2–3 синонимов. Обычно при этом они располагаются по нарастающей степени качества: большой, огромный, громадный. Целесообразно вводить группы из трех синонимов и более. Предлагаем примеры простейших упражнений с синонимами:
1. Дается ряд слов, относящихся к одной части речи. В нем две синонимические группы и одно-два «конфликтных» слова. Задание состоит в том, чтобы из ряда выписать или вычленить устно эти группы: бежит, глядит, спит, мчится, смотрит, несется, глаз не отводит.
2. Синонимы располагаются по возрастающей или убывающей степени какого-либо признака: огромный, гигантский, большой.
3. Подбираются синонимы к данному слову. Затем с каждым из них составляются предложения. Например, к словам багаж, вместе, дорога подберите синонимы. Составьте с ними предложения.
4. В данном предложении слово поочередно заменяется разными синонимами. Определяется, в чем различие значений этих слов.

Главная цель всякого лексического упражнения – использование детьми слов в собственной речи. Опыт показывает, что дети неплохо владеют синонимами, если с ними постоянно проводить специальную работу на уроках русского языка.

Н. И. Пономарева

Уточнение словаря младшего школьника

Опубликовано 04.09.2019 09:31 | Просмотров: 551 | Блог » RSS