15.01.2018 11:39
Творчество. Язык: проблемы эстетики

Истоки философской креатологии мы находим уже в сочинениях Платона. Появляется связь творчества с художественной деятельностью. В средние века разрабатывается идея Бога - творца. Создание мира «из ничего», Творчество имело сакральный характер и пока рассматривалось неперсонифицировано, вне человеческой деятельности. В эпоху ренессанса готовится переворот в отношении к творчеству. Человек признается творцом внешних и внутренних ценностей. Пико Дела Мирандола провозглашает творение человеком самого себя. В Новое время признается творением создание именно новых вещей, а не вещей из «ничего». Довольно важно для восприятия генезиса творчества понимания этого процесса у Шеллинга, который пишет о соприкасании творческой личности с Абсолютом и у Канта, выделявшего продуктивную способность человеческого воображения.
Постепенно понятие творчество все больше и экстенсивно расширяется. От творчества одиночек (Ф. Ницше, А. Шопенгауэр) до взглядов Бердяева, в трудах которого личность становится творческим актом. Наиболее глубоко этим вопросом занимался Бергсон, определяющий творчество как процесс создания объективного нового, взамен конструирования субъективного старого. Экзистенциализм подводил творчество к иррациональному проявлению свободы индивидом, а в свою очередь феноменологи, Гуссерль и Гартман, рассматривали суть творчества через интеллектуальное созерцание, берущее свои корни в платонизме. Сущность творчества ассоциируется с истиной, по словам Хайдеггера, с чем-то скрытым, то есть неизвестным. Отсюда, при наблюдении и осознании современности мы приходим к двум основным проблемам касающимся творчества и языка как инструмента проявления творческих актов. Прежде всего потеря насыщенности и глубины у эстетических понятий (Прекрасное, Добро, Красота, Дружба), построение на основе облегченных, пустеющих понятий иных языков структур. Они не несут знания (чувственного или рационального), скорее в условиях постиндустриального общества экранно - текстуальной культуры эти структуры переносят и закрепляют в сознании информацию. Происходит преобразование в восприятии прекрасного и его производных. Творчество становится досуговой практикой, позволяющей обществу при видимой целости распасться на замкнутые группы, удовлетворяющиеся внутренними ресурсами. Коммуникация между ними происходит за счет, по словам Бодрияра, симулякра, хотя в данный момент можно говорить об иной понимании пустого символического обмена: выход из «кризиса», посредством перехода от переживания одной проблемы к переживанию другой (наслоение), с помощью созданного символического поля.
Сдобнов С.С.

Опубликовано 15.01.2018 11:39 | Просмотров: 400 | Блог » RSS |