13.10.2018 00:46

«Третье место» как фактор развития художественной культуры советского андеграунда

«Третье место» как фактор развития художественной культуры советского андеграунда

Одной из важных характеристик культуры позднего советского времени является ее многослойность - сосуществовании не только крайних, четко выраженных форм официальной и неофициальной, «другой», «андеграундной» и т. п.), но и размытых, нечетко проявленных, как лояльных, так и оппозиционных власти, культур.

В условиях государственного запрета на существование «другого искусства» перед андеграундными художниками остро встала проблема места: пространства для жизни и творчества, художественного общения и художественных акций, возможного диалога со зрителем, слушателем и др., - пространства, максимально очищенного от идеологии. В 1960-е - 80-е годы таким местом для альтернативной коммуникации выступили парки, кафе, улицы, мастерские, кухни, чердаки и т. д., которые оппонировали официальной культуре и собирали вместе людей, тяготеющих к определенному стилю жизни, маргинальному по отношению к идеям homo soveticus. Подобные формы городской жизни Р. Ольденбург, американский социолог, назвал «третьим местом» - неформальным, демократичными, консолидирующим пространством, которое служит / может служить стабилизатором настроений в обществе. Сегодня термин «третье место» активно используется современными социологами, урбанистами и культурологами. О местах для неофициального общения в СССР писали непосредственные участники событий - И. Кабаков, А. Брусиловский, В. Кривулин, В. Немухин, Б. Констриктор, В. Паперный и др.

Анализ источников позволяет говорить о том, что существовало три типа пространств для неформального общения в позднем СССР, а именно - пространство отдельных улиц в Москве (многие говорят об «энергии поэтического толка» Малой Садовой), салоны и мастерские, квартиры известных мастеров (вспоминают об атмосфере салона «мадам Фриде», квартиры С. Рихтера, мастерской Д. Краснопевцева и др.), кафе, внутри которых творилась т. н. «кафейная культура» (ставшие культовыми для художников в столицах «Артистическое», «Ольстер», «Сайгон», «Ротонда»).
Для советской художественной интеллигенции «третьи места» стали пространством неофициальной коммуникации, где был не важен твой социальный статус, где значение имели талант, знания, жизненный опыт, где обретали близких по духу и т. д., что, по нашему мнению, и позволило им стать фактором развития культуры не только художественного андеграунда, условием «преодоления немоты» современников, и ... сохранения здоровья общества (по Р. Ольденбургу).

Романова К.Р.

«Третье место» как фактор развития художественной культуры советского андеграунда

Опубликовано 13.10.2018 00:46 | Просмотров: 153 | Блог » RSS