25.11.2023 21:16

Светотень и ее религиозно-философский смысл в поэзии Роберта Фроста (на примере стихотворения «Iris by night») Часть 1

Светотень и ее религиозно-философский смысл в поэзии Роберта Фроста (на примере стихотворения «Iris by night») Часть 1

Аннотация. В данной работе автор рассматривает светотень как технику, с помощью которой создается особая изобразительность в текстах Фроста. В статье представлен анализ светотеневых образов в стихотворении Фроста «Iris by Night». В ходе анализа автор обращает внимание на способы создания этих образов, на особенности их функционирования в тексте, а также на их религиозно-философский смысл.

Ключевые слова: Роберт Фрост, «Iris by Night», светотень, религиозно-философский смысл, сведенборгианство, лурианская каббала

Техника светотени применяется в изобразительных видах искусства, таких как живопись, архитектура, фотография. Однако в неизобразительных видах эта техника играет не менее важную роль, например, в музыке, литературе и, в частности, поэзии. Так, для поэзии Роберта Фроста характерна светотеневая репрезентация мира, его осмысление в светотеневых образах.

Цель данной работы – рассмотреть технику светотени в поэзии Роберта Фроста на примере стихотворения «Iris by Night» [1; 418] («Радуга ночью»), определить связь техники светотени с выражением авторского замысла и главных идей его творчества, которые имеют религиозно-философские истоки.

Мать Роберта Фроста была последователем шведского философа-мистика Эммануила Сведенборга [5]. Ее интерес к сведенборгианству и религиозное восприятие мира передались сыну. Одна из основных идей Э. Сведенборга заключалась в том, что мир духовный и мир физический составляют одно целое. Этого же взгляда придерживался Фрост.

Также близкий друг поэта, раввин Виктор Райхерт, помогал Фросту изучать еврейский мистицизм: они вместе читали книги и обсуждали прочитанное. Еврейский мистицизм, т.е. каббала, и сведенборгианство находятся в родстве друг с другом: как утверждают учёные, исследовавшие этот вопрос (Ребекка Эстерсон, Сэнфорд Дроб, Марша Кит), каббала является одним из важнейших источников учения Сведенборга. О внимании Фроста к ветхозаветному учению, к еврейскому мистицизму пишет исследователь Джей Парини в своей статье «Слушая Бога в необычных местах» [4] (т.е. местах, где Бога, казалось бы, быть не может). Само название этой статьи отражает одну из ключевых идей лурианской каббалы – это представление о том, что во время творения мира, т.е. эманации, искры божественного света упали во мрак, в толщу материального мира вследствии «разбивания божественных сосудов». Человеческая душа, согласно каббале и сведенборгианству, обязана отыскать эти искры животворящего света даже в самых неподходящих местах, даже там, где, казалось бы, царит полный мрак. Сэнфорд Дроб подчеркивает, что в учении лурианской каббалы тёмное, материальное начало не менее важно для мироздания, чем начало светлое [2; 202]. Более того, в духовном смысле только тот свет настоящий, который извлекается из тьмы. Тень/тьма – это творческая потенция света, которую человеку необходимо актуализировать. Это также предполагает постижение Ничто (небытия) как творческой потенции бытия. Таким образом, дуалистическое противостояние света и тьмы, духовного и материального, а также бытия и небытия в каббале и сведенборгианстве деконструируется. Вышеизложенные идеи питают поэзию Фроста.

Продолжая традицию поэтов-мистиков (таких как Уильям Блейк), Фрост передает духовный смысл через образы природы - «снег», «туман», «ночь», «глубокий вечер» и т.д. Нередко в стихотворениях Фроста, содержащих светотеневую образность, структурообразующим является мотив «квест» (quest). Этот мотив реализуется в образах прогулок, когда открываются сразу два плана изображения – физический и метафизический. Весьма часто в ходе такой прогулки происходит преображение субъекта: он проникает в самую глубину как внешнего, так и внутреннего мира, сама грань между этими мирами стирается.

Нами было выбрано стихотворение «Iris by Night», т.к. оно хорошо иллюстрирует творческие установки и художественный метод Фроста. Уже в названии этого стихотворения содержится парадоксальная светотеневая игра, светотеневой символизм. Оно было впервые опубликовано в 1936 году [3;187]. Стихотворение повествует об очень близкой дружбе между двумя поэтами – американцем Робертом Фростом и англичанином Эдвардом Томасом [3;188]. Эдвард Томас погиб в 1917 году во время Первой Мировой войны, через три года после описываемой в стихотворении прогулки. Поэтому стихотворение Фроста является своеобразным воскрешением погибшего друга, отказом видеть в его смерти конец их отношений.

Е. Д. Морозова
Продолжение следует

Светотень и ее религиозно-философский смысл в поэзии Роберта Фроста (на примере стихотворения «Iris by night») Часть 1

Опубликовано 25.11.2023 21:16 | Просмотров: 334 | Блог » RSS