19.01.2018 00:50

Стратегии убеждающего воздействия в юридическом дискурсе

Стратегии убеждающего воздействия в юридическом дискурсе

Дискурс - это языковое выражение определённых общественных групп, речевые практики, упорядоченное и систематизированное использование языка, за которым стоит особая идеологически и социально обусловленная ментальность. Юридический дискурс специфичен: язык права включает в себя много терминов и стандартных формул. Говорить хорошо в суде - значит, говорить по существу, анализировать материалы дела, опираясь на нормы права. Чтобы стать хорошим судебным оратором, необходимо овладеть техникой воздействующей (убеждающей) речи. В связи с изучением феномена языкового воздействия в современной лингвистике в научный оборот вошли два термина: суггестивность и персуазивность.

Персуазивность (персуазия) - (от лат. рersuadere - уговаривать) обозначает воздействие автора сообщения на его адресата с целью убеждения в чём-то, призыва к совершению или несовершению определённых действий. Персуазивность отличается от суггестивности (суггестии), под которой понимают скрытое воздействие, в первую очередь словесное, воспринимаемое на веру, - внушение, наведение на мысли (от лат. suggerere - внушать). Ослабленный контроль со стороны сознания при получении и обработке информации - отличительное свойство суггестии.

Построение убедительной защитительной речи в суде представляет собой сочетание персуазивного и суггестивного канала воздействия на слушателей в контексте сложно структурированного ментального комплекса рационально-эмоционального восприятия ими потока информации. Фактически это проблема связи «ума и чувства», восходящая к представлениям Аристотеля в античной риторике о двух рычагах воздействия на слушателя.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что персуазивное языковое воздействие связано с логически-диалектической аргументацией: говорящий обращается к уже имеющимся ценностям адресата, старается сблизить позиции, изменить положение ценностей в иерархии адресата и найти компромисс. Суггестивная речевая стратегия заключается в использовании эмоциональной аргументации и личного обаяния оратора.

Завидина Л.С.

Стратегии убеждающего воздействия в юридическом дискурсе

Опубликовано 19.01.2018 00:50 | Просмотров: 261 | Блог » RSS