08.01.2023 15:59

Становление школьного образования на севере Карелии в 1920-е годы (на примере школы с.Ухта) Часть 2

Становление школьного образования на севере Карелии в 1920-е годы (на примере школы с.Ухта) Часть 2

Первым директором училища стал Арви Нумми (Арвид Паккаринен). На торжественной линейке он произнес: «Темнота и некультурность – одна из злейших наших врагов. Нам нужны образованные люди, которые много знают и умеют трудиться! Вы, Молодежь, являетесь первыми, кто будет нести культуру в захолустье. Учёба потребует много упорства, но сообща мы преодолеем любые трудности...»[5].

Обучение в школе продолжалось в течение двух лет. Занятия велись на финском языке. Изучали историю, географию, финский язык, анатомию, физику, биологию, агротехнику, 155 животноводство и домоводство. Особое внимание уделялось трудовому воспитанию [7; 8, 26]. В хозяйстве школы содержалось до 40 дойных коров и 50 свиней, 3 рабочих лошади. Применялись плуги, культиваторы, веялки и прочий сельскохозяйственный инвентарь. Работала своя столярная мастерская [1; 177].

Петр Лехто вспоминал: «После гражданской войны оставалось много несжатых полей, мы сами жали, молотили и пекли хлеб. В интернате заготавливали дрова, топили и мыли комнаты. Учебники были финские, из Финляндии. Освещение плохое, приходилось пользоваться керосиновыми лампами (в лучшем случае), а иногда и лучинками. Жили в интернате, койки делали сами из неструганых досок. Рядом со школой вели подсобное хозяйство. Ухаживали за коровами и лошадьми. Поля обрабатывались по правилам агротехники и приносили хорошие урожаи. Местные крестьяне могли многому научиться на примере школьного хозяйства. Одевались плохо, носили все старое, перешитое. Но все старались учиться. Днем учились, работали, а вечером участвовали в самодеятельности, обучали неграмотных» [3].

В 1923 г. в школе были открыты 5,6,7 классы. Большое внимание уделялось спорту. В феврале 1923 г. состоялись первые лыжные соревнования, посвященные 5-ой годовщине Красной Армии. Победителями на дистанции на 5км стали ученики Ухтинской школы Юрье Хуовинен, Самуил Тервонен, Микко Тикканен.

Учитывая, что большинство жителей района были крестьяне, в 1924 г. училище преобразовали в Ухтинскую школу крестьянской молодежи. В школу принимались юноши и девушки, карелы и финны не моложе 16 лет с начальным образованием. Ученики жили в интернате при школе. Занятия проводились по программе школы-семилетки. Пять часов в неделю выделялись на теоретические и практические занятия по сельскому хозяйству. Перед началом посевных работ на пришкольном участке начинались экзамены. Повторением, как сейчас, не занимались. Не было никаких консультаций и даже учебников, по которым готовиться. Матвей Исаакович Пирхонен вспоминал: «Когда объявили об окончании занятий, у нас в тот же день забрали все учебники. Книг на период сдачи экзаменов не выдавали совсем, каждый должен был показать, что он запомнил в течение года. На экзамены отводилось десять дней. Экзамен по агрономии проводили на полях» [4].

После экзаменов продолжались работы на пришкольном участке. На летних каникулах, которые длились всего две недели, учащиеся ездили домой, повидать родителей, и опять возвращались на работу в школу.

Росло подсобное школьное хозяйство. Сельскохозяйственные работы проводились силами учеников и педагогов, продукты расходовались на содержание учащихся. Выращивали картофель, зерновые и овощные культуры. Ухаживали за крупным и мелким рогатым скотом, лошадьми, свиньями [1; 177]. Школа прививала ученикам принципы коллективного ведения хозяйства, давала и необходимые сельскохозяйственные знания и навыки.

А в 1926 г. в Ухту вернулся выпускник училища Матвей Исаакович Пирхонен и связал свою профессиональную деятельность с родным училищем. Долгий профессиональный путь проделал Матти Исаакович, заслужив не только звание «Почётный гражданин Калевальского района», но и любовь своих учеников.

С теплом и уважением рассказывал о своем учителе карельский писатель, поэт Яакко Ругоев: «Вряд ли во всем краю Калевалы найдется другой столь известный и уважаемый человек, как наш учитель Матти Пирхонен! Ему первому мы несли на суд свои робкие литературные опыты. Вместе с нами играл он в драматическом кружке, в школьном самодеятельном оркестре, вместе с нами учился играть на трубе» [2; 118].

Итак, школа продолжала работать, обучать наукам всех желающих. И, несмотря на все трудности, возникавшие на пути развития образования в с. Ухта, с 1913 г. уровень грамотности к 1926 г. значительно вырос. Среди мужского населения в возрасте от 9 до 49 156 лет из 713 человек- 628 человек (88%), среди женщин из 624 – 481 (77%), в то время как по волости грамотность составила только 69% [5].

В 1928 г. было построено школьное здание по проекту шведского инженера Моберга. В 1930 г. по всей стране было введено всеобщее обязательное начальное обучение. В Ухтинской же школе всеобуч был введен уже с 9 ноября 1929 г., согласно постановлению СНК КАССР от 26 октября 1928 г.[5]. И уже к началу 30-х г. с. Ухта стала своеобразным центром для развития образования и просвещения в северных районах республики.

Список литературы

1. Виртаранта П. Этюды о карельской культуре: Люди и судьбы / П. Виртаранта. Пер. с фин. Ю.Ю. Сурхаско. - П.: Карелия, 1992.-288 с.
2. Ругоев Я. В краю Калевалы: книга о Карелии / Я. Ругоев. Пер. с фин. Рамиль Хакимов. – М.: Детская литература, 1968. - 128 с.
3. Воспоминания Лехто П. // Новости Калевалы- 2013-№ 27-18/VӀ Ӏ .-6 с.
4. Воспоминания Пирхонен М.И. 1979 г. //Архив музея МБОУ КСОШ.
5. Ремшу С.И. История Ухтинской школы в 20- е г. // Архив музея МБОУ КСОШ.
6. Чубинский П. Статистико-этнографический очерк Корелы // Тр. Архангельского статистического комитета за 1865 г. кн. 2-я, Архангельск, 1866, - 246 с.
7. Национальный архив Республики Карелия. Ф. Р- 338 (Фонд Кемского УОНО (1918- 1927). Оп.1. Д. 17/42. Л. 8, 26

Е.В. Киреева

Становление школьного образования на севере Карелии в 1920-е годы (на примере школы с.Ухта) Часть 2

Опубликовано 08.01.2023 15:59 | Просмотров: 307 | Блог » RSS