06.12.2020 19:32
Сравнительный анализ педагогических технологий «Шесть шляп мышления» и «Позиционное обучение». Часть 1
В Федеральных государственных образовательных стандартах целевые установки сформулированы в форме компетенций. Компетентностный подход в высшем образовании предполагает становление готовности личности самостоятельно решать учебные и профессиональные задачи [1; 6]. Роль самостоятельной работы заключается в развитии и становлении личности будущих специалистов, способных действовать в меняющихся условиях, принимать решения, а так же в развитии способностей к самореализации [2; 11-12]. Необходим системный и непрерывный характер самостоятельной работы, чтобы происходило улучшение качества обучения, в частности, углубление знаний и развитие познавательных способностей студентов. Однако в организации самостоятельной работы в университете продолжают доминировать ее традиционные виды. Чаще всего задания для самостоятельной работы предполагают репродуктивную деятельность, не связанную с созданием новых продуктов, критическим анализом и перекодированием информации.
Особое место в подготовке студенческой молодежи занимает обеспечение становления познавательной и информационной компетентности выпускника независимо от направления образовательной программы.
Компетентность информационная рассматривается как способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий.Образовательные веяния настоящего и будущего диктуют в первую очередь уделять внимание обучению самостоятельной работе студентов с текстовой информацией, так как текущие знания, которые студенты сегодня усваивают с помощью лекций преподавателя или черпают из сети Интернет, могут безнадежно устаревать и терять актуальность в условиях ускорения общественного развития и накопления социального опыта.
Среди составляющих информационной компетенции наиболее важными в современных условиях являются способности и умения критически оценивать информацию, составлять собственное мнение о ней, перерабатывать и перекодировать информацию. Для решения данных задач целесообразно использовать технологии активного обучения. Эффективность применения тех или иных активных и интерактивных технологий зависит от понимания возможностей и ограничений каждой из них.
Настоящее исследование выполнено на основе работы с текстом научной статьи К. Д. Ушинского «О пользе педагогической литературы» [5] посредством двух педагогических технологий, а именно: «Шесть шляп мышления»[3] и «Позиционное обучение»[4].
Цель работы - сравнительный анализ теоретических основ и практики применения технологий «Шесть шляп мышления» и «Позиционное обучение» для организации самостоятельной деятельности студентов. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Выявить особенности технологий «Шесть шляп мышления» и «Позиционное обучение», обосновать их актуальность для организации продуктивнойсамостоятельной работы студентов;
2. Выявить сходство и различие между технологиями «Шесть шляп мышления» и «Позиционное обучение»;
3. Апробировать возможность использования технологий для организации самостоятельной работы студентов с научным текстом (на материале статьи Ушинского К. Д. «О пользе педагогической литературы»);
4. Выяснить достоинства и ограничения в использовании технологий «Шесть шляп мышления» и «Позиционное обучение».
Е. В. Акимова
Продолжение следует
Опубликовано 06.12.2020 19:32 | Просмотров: 798 | Блог » RSS |