23.06.2020 23:32

Спорные вопросы квалификации убийства лица, находящегося в состоянии сна или опьянения

Спорные вопросы квалификации убийства лица, находящегося в состоянии сна или опьянения

Анализируются спорные вопросы квалификации убийства лица, находящегося в состоянии сна или опьянения, формулируются позиции по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики по некоторым вопросам применения п. «в» ч. 2 ст. 105 УК РФ.
Ключевые слова: состояние опьянения, естественный сон, беспомощное состояние, оказание сопротивления, естественное состояние организма, невозможность защитить себя.

В юридической литературе высказываются две противоположные точки зрения по вопросу квалификации убийства лица, находящегося в состоянии сна или опьянения [1]. Некоторые ученые полагают, что указанные состояния человеческого организма стоит признать беспомощным состоянием, так как в состоянии опьянения нарушена общая ориентация потерпевшего, при сне же он находится в полном покое, который обусловлен замедлением ритма сердца, дыхания, обменом веществ, расслабленными мышцами [4]. Согласно другой позиции, при сильном опьянении или во сне лицо, в отношении которого совершается преступное посягательство, может понимать и противодействовать деяниям виновного [3]. Кроме того, сон является необходимым и физиологически обоснованным состоянием человека [5], что обуславливает невозможность его признания состоянием беспомощным.

За небольшой промежуток времени позиция Верховного Суда РФ менялась кардинально. В обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за 2-й квартал 1997 г. приводится решение, согласно которому убийство спящего потерпевшего квалифицировано по п. «в» ч. 2 ст. 105 УК. Но уже в 1999 году Судебная коллегия по уголовным делам указала: «Анализ кассационных определений свидетельствует о том, что сон потерпевшего не рассматривается судами как его беспомощное состояние» [2].

В 1999 году Верховным Судом РФ было принято постановление «О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)» [6], согласно которому состояние сильного опьянения также исключено из числа обстоятельств, свидетельствующих о беспомощности потерпевшего.

Полагаем, что данная позиция может быть рассмотрена критически. В некоторых случаях состояние алкогольного, наркотического или токсического опьянения лишает человека возможности не только отражать нападение и защищать себя, но и вообще в полной мере осознавать происходящее и логически мыслить. Лицо может утратить способность передвижения ввиду наличия в его организме алкоголя или одурманивающего вещества.

Возможно, нынешняя позиция Верховного Суда РФ о непризнании такого состояния беспомощным опирается на то, что состояние опьянения подвергается общественному порицанию, что отражается и в отраслевом законодательстве. Например, ст. 20.20 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за потребление алкогольной продукции, наркотических и одурманивающих веществ в запрещенных местах, как за правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность. Федеральным законом от 21.10.2013 № 270- ФЗ ст. 63 УК РФ была дополнена частью 1.1, согласно которой состояние опьянения может быть признано судом отягчающим обстоятельством.

Указанные выше положения касаются лица, совершившего преступление, что вполне справедливо, и не имеют ничего общего с состоянием потерпевшего. Виновный, совершающий убийство такого лица, вполне осознает, что потерпевший находится в состоянии сильного опьянения и не сможет оказать активного сопротивления. При сильном опьянении человек не может выразить в полной мере свою волю.

Мы придерживаемся позиции, согласно которой убийство потерпевшего, находящегося в состоянии опьянения, может быть квалифицировано по п. «в» ч. 2 ст. 105 УК РФ, но только в тех случаях, когда у потерпевшего не было возможности защитить себя и оказать сопротивление нападающему. Аналогичная рекомендация представлена Верховным Судом РФ в постановлении Пленума от 04.12.2014 № 16 «О судебной практике по делам о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности» [7]. Полагаем, что Верховному Суду РФ следует распространить данный подход и на толкование схожих по содержанию признаков. Пункт 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.01.1999 № 1 «О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)» [6] нуждается в дополнениях: при квалификации убийства в отношении потерпевшего лица, которое находилось в состоянии опьянения, суды должны исходить из того, что беспомощным состоянием может быть признана лишь такая степень опьянения, вызванного употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих (психоактивных) веществ, которая лишала это лицо возможности понимать характер и значение совершаемых с ним действий, либо оказать сопротивление виновному лицу.

Что касается убийства, совершенного в отношении лица, находящегося в состоянии сна, то его следует квалифицировать по п. «в» ч. 2 ст. 105 УК РФ всегда, поскольку потерпевший не может защитить себя и оказать сопротивление нападающему. Даже если в процессе лишения жизни лицо будет разбужено, оно уже не сможет принять таких активных действий по своему спасению, нежели в случае, если бы оно изначально не находилось в состоянии сна. Пленуму Верховного Суда РФ следует дать конкретное толкование понятия «беспомощного состояния» потерпевшего в статьях уголовного закона, где оно используется, чтобы избежать противоречий в деятельности правоохранительных органов и судов.

Список использованной литературы
1. Варданян А. В., Безручко Е. В. К вопросу о неоднозначной оценке беспомощного состояния в практике Верховного Суда Российской Федерации // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2015. № 3/2. С. 9-16.
2. Вершинин А. Б. Некоторые вопросы квалификации убийств, совершенных при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 105 УК РФ) // Уголовное право. 2000. № 4. С. 8-10.
3. Дементьев С. В. Понятие беспомощного и бессознательного состояния // Квалификация убийства (ст. 105 УК РФ): учебное пособие. М.: Юрист, 2004. С. 84-86.
4. Скрипченко Н. Ю., Шарикова В. С. «Беспомощное состояние потерпевшего»: доктринальное определение и правоприменительная практика // Таврический научный обозреватель. 2015. № 3. С. 145-148.
5. Тасаков С. В. Нравственные основы норм уголовного права о преступлениях против личности. СПб.: Юридический центр Пресс, 2008. URL: https://mybook.ru/author/sergej-tasakov/nravstvennye-osnovy- norm-ugolovnogo-prava-o-prestu/ (дата обращения: 06.04.2016).
6. О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ): постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.01.1999 № 1 (ред. от // Российская газета. 1999. 9 фев. № 24. О судебной практике по делам о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 4 декабря 2014 г. № 16 // Российская газета. 2014. 12 дек. № 6556.

Берягина А. А.

Спорные вопросы квалификации убийства лица, находящегося в состоянии сна или опьянения

Опубликовано 23.06.2020 23:32 | Просмотров: 985 | Блог » RSS