27.07.2019 21:40
Современная живопись как воплощение архетипического. Часть 1
Понятие архетипа было введено австрийским ученым Карлом Густавом Юнгом, который подразумевал под этим термином прежде всего порожденные коллективным бессознательным образы, передаваемые из поколения в поколение у разных народов и культур [3].
Обычно архетипические образы можно встретить в сказках, былинах и других разновидностях фольклора. Кому не знаком образ бабы Яги, Кощея Бессмертного или Иванушки?
Архетипы проявляются также в изобразительном искусстве, которое включает в себя и современную живопись [1].
Искусствоведы отмечают, что в современной живописи происходит переосмысление традиционных архетипов и это находит свое проявление в новых стилях и направлениях искусства ХХ в.
Казимир Малевич известен как основатель направления живописи, которое впоследствии стали именовать супрематизмом.
Малевич использовал в своих работах четыре геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и крест), которые художник трактовал как архетипы [2].
Круг - божественное совершенство, защита.
Квадрат - система.
Треугольник - устройство системы.
Крест - единство двух противоположных начал (статического и динамического) [4].
Не менее интересно и творчество Василия Кандинского, который возвел беспредметность в основной принцип своего искусства. Создавая свои шедевры, Кандинский руководствовался исключительно идеями интуитивного творчества, что объясняет отход в его работах от традиционных архетипов, которые мы часто представляем себе в конкретно выраженных предметных образах.
Это относится и к творчеству Ларионова, который является основателем лучизма.
В символической композиции Марка Шагала «Часы с синим крылом» можно узнать традиционные архетипы: часы олицетворяют время, а изображение крыла всегда связывают с полетом [2].
М. Ермакова
Продолжение следует
Опубликовано 27.07.2019 21:40 | Просмотров: 1414 | Блог » RSS |