19.05.2022 22:20

Совершенствование осанки у детей 10-12 лет, занимающихся пилатесом

Совершенствование осанки у детей 10-12 лет, занимающихся пилатесом

Аннотация. В статье рассматриваются особенности занятий Пилатесом с детьми 10-12 лет. Использование различных средств и форм проведения. Использование малого оборудования для совершенствования осанки у детей.
Ключевые слова: фитнес, осанка, Пилатес, малое оборудование.

Проблемы нарушения осанки в наши дни актуальны практически для всех детей, а особенно для школьников [1, 3]. Поэтому родителям необходимо уделять особое внимание формированию правильной осанки у ребенка. Существуют разнообразные методики из оздоровительного фитнеса, которые позволяют корректировать нарушения осанки [4]. Одной из таких методик является система Пилатес [2]. Но научных исследований на эту тему было проведено недостаточно, поэтому мы решили выбрать данную тему.

Цель нашего исследования – разработать и экспериментально обосновать методику совершенствования осанки у детей 10-12 лет, занимающихся Пилатесом с использованием малого оборудования.

При проведении педагогического эксперимента мы использовали следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение литературных источников; педагогические наблюдения; педагогическое тестирование; педагогический эксперимент; методы математической статистики.

В своей работе мы использовали методику оценки функционального состояния мышц-стабилизаторов позвоночника, разработанную рядом авторов из Российского Государственного университета физической культуры, спорта и туризма (Д.В. Эрденко, О.В. Козыревой, С.Н. Поповым, 2009) [5].

Организация исследования проводилась с сентября по декабрь 2016 года на базе фитнес-клуба «ALEX FITNESS г. Волгограда. Нами было обследовано 20 детей в возрасте 10-12 лет, 10 из них – в контрольной группе и 10 человек в экспериментальной группе.

Методика определения навыка стабилизации позвоночника с помощью метода инструментальной оценки выявила следующее (таблица 1).

Как в контрольной, так и в экспериментальной группе, у большинства детей было отмечено снижение функции стабилизации позвоночника при изменяющихся условиях. Показатели, соответствующие пределам нормы встречались реже у экспериментальной группы, но эта разница не существенная.

Таблица 1 – Результаты инструментальной оценки навыка стабилизации позвоночника в начале педагогического эксперимента (n=10)

Контрольная группа занималась Пилатесом по стандартной методике, без использования малого оборудования. Занятия проводились 3 раза в неделю по 60 минут. Структура урока стандартная: подготовительная, основная и заключительная часть. Каждое упражнение выполнялось два подхода по 8 раз. Время подготовительной части занятия составляло 15 минут, основной – 40 минут и заключительной – 5 минут.

Экспериментальная группа, так же в составе 10 человек, занималась с той же систематичностью. Занятия состояли из подготовительной, основной и заключительной частей, но при занятиях в данной группе использовалось малое оборудование: мяч для Пилатеса, изотоническое кольцо. Малое оборудование рекомендуется для занимающихся с разным уровнем подготовленности, в том числе с детьми и подростками.

В конце педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование детей в возрасте 10-12 лет, которые в течение 4-х месяцев регулярно занимались физическими упражнениями по системе Пилатес. Кроме того, участники экспериментальной группы на своих занятиях использовали малое оборудование для Пилатеса (мячи, фитболы, изотонические кольца и т.д.). Результаты тестирования показали, что стабилизация позвоночника и таза по методу инструментальной оценки значительно улучшилась (таблица 2).

В результате полученных данных мы выявили значительные изменения показателей как в контрольной группе, так и в экспериментальной группах в лучшую сторону и получили ещё одно подтверждение того, что занятия физическими упражнениями по методу Пилатес с детьми, позволяет эффективно укреплять у них мышцы-стабилизаторы, сохраняющие правильное положение позвоночника, даже под воздействием нагрузки, формируя тем самым правильную осанку.

Из таблицы 2 видно, что преимущественное улучшение всех показателей произошло именно у детей экспериментальной группы, исключая развитие различного рода отклонений в формировании правильной осанки.

Таблица 2 – Результаты инструментальной оценки навыка стабилизации позвоночника в конце педагогического эксперимента (n=10)

Проведя педагогический эксперимент, мы увидели изменения во всех тестовых показателях. При изометрическом напряжении показатели экспериментальной группы пришли в норму 4,0±3,2, как и показатели контрольной группы 3,0±2,1. При оценке стабилизации позвоночника с выполнением движений конечностями, результаты контрольной группы приобрели незначительные изменения 2,0±3,2, но не дошли до уровня нормы, в отличие от экспериментальной группы 3,0±3,2. Изменения произошли и в других тестовых показателях. В контрольной группе: при оценке навыка стабилизации позвоночника в сагиттальной плоскости 2,5±3,2 и оценке функции стабилизации поперечной мышцы живота 9,0±4,3. В экспериментальной группе: при оценке навыка стабилизации позвоночника в сагиттальной плоскости 5,0±4,3 и оценке функции стабилизации поперечной мышцы живота 7,0±2,1 соответственно. Показатели контрольной и экспериментальной группы пришли в норму и при проведении четвертого теста 3,5±2,7 и 4,0±3,2.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что разработанная и экспериментально обоснованная методика для детей 10-12 лет, в системе Пилатес с использованием малого оборудования является эффективной для коррекции осанки.

Литература
1. Амосов, В.Н. Искривление позвоночника. Сколиоз у детей и взрослых / В.Н. Амосов. – СПб.: Вектор, 2010.- 128 с.
2. Буркова, О.В. «Пилатес» – фитнес высшего класса / О. В. Буркова, Т. С. Лисицкая – М.: Центр полиграфических услуг «Радуга», 2005. – 208 с. 3. Вейдер, С. Пилатес от А до Я / С. Вейдер. – Ростов на Дону: Феникс, 2007. – 320 с.
4. Дьякова, С.А. Пилатес – самостоятельное направление в оздоровительной физической культуре / С.А. Дьякова, О.В. Просветова, Ю.В. Пармузина //Актуальные проблемы развития спортивных танцев, аэробики и фитнеса: сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции – Волгоград: ВГАФК, 2010. – С. 25 – 27
5. Эрденко, Д.В. Методика оценки функционального состояния и тренировки мышц-стабилизаторов позвоночника: учебное пособие / Д. В. Эрденко, О. В. Козырева, С. Н. Попов. – М., 2009. – 41 с.

IMPROVING POSTURE IN CHILDREN 10-12 YEARS OF DEALING WITH PILATES
Abstract. The article discusses the features of Pilates with children 10-12 years. The use of different means and forms of. The use of small equipment to improve posture in children.
Key words: fitness, posture, Pilates, small equipment.

Пармузина Ю. В. кандидат педагогических наук, доцент
Пармузина Н. В., магистрант 2 года обучения
Светличная Е. Е., магистрант 2 года обучения, старший лаборант
Волгоградский государственный социально-педагогический университет, Волгоград

Совершенствование осанки у детей 10-12 лет, занимающихся пилатесом

Опубликовано 19.05.2022 22:20 | Просмотров: 494 | Блог » RSS