21.07.2020 12:00

Состояние окружающей среды в Ивановской области

Состояние окружающей среды в Ивановской области

Рассматриваются проблемы утилизации отходов, загрязнения лесов, водоемов и придомовых территорий населенных пунктов в Ивановской области. Предлагается ряд мер, направленных на улучшение экологии окружающей среды города Иваново.
Ключевые слова: окружающая среда, водные объекты, леса, твердые бытовые отходы, экологическое воспитание, субботник, экологическая обстановка.

Одна из наиболее важных задач, стоящих перед современным обществом - поддержание благоприятного состояния окружающей среды, сохранение природных богатств для будущих поколений. С развитием промышленности, ростом городов увеличивается объем отходов, а усложнение химического состава используемых материалов повышает риск их негативного воздействия на природные ресурсы.

Наиболее острой экологической проблемой в Ивановской области является проблема загрязнения лесов и водных объектов отходами потребления. Как заметил Алексей Тихонов, исполняющий обязанности руководителя Роспотребнадзора по Ивановской области на одном из заседаний регионального правительства, во многом эта ситуация обусловлена тем, что абсолютное большинство полигонов, где складируются ТБО, не соответствуют установленным санитарным нормам. При этом, как отметил в своем докладе Сергей Тальянов, начальник департамента ЖКХ Ивановской области, более 25 % полигонов было закрыто по решению суда из-за выявленных нарушений [3]. Необходимость сокращения количества несоответствующих санитарным требованиям объектов складирования ТБО привела к принятию решения об организации шести крупных межрайонных полигонов ТБО вместо существующих нескольких десятков в муниципалитетах.

На наш взгляд, данный подход может оказаться недостаточно эффективным. Вместо этого было бы целесообразнее построить современные предприятия по утилизации отходов. Доходы от переработки и повторного возвращения материалов в производство могли бы поступать на финансирование таких объектов, что существенно снизило бы стоимость их обслуживания, а при использовании новейших технологий, возможно, и позволило финансировать сбор и транспортировку отходов к объектам их переработки. Собственником данных объектов, как нам видится, должен быть муниципалитет, поскольку частные компании, как правило, более заинтересованы в получении прибыли, нежели в обеспечении сохранности окружающей среды, что противоречит целям организации объектов переработки отходов.

Помимо совершенствования объектов складирования и переработки ТБО, необходимо обеспечить четкое функционирование системы сбора и транспортировки отходов к таким объектам. Согласно Модельному порядку сбора и вывоза твердых бытовых отходов с территорий населенных пунктов Ивановской области, службой, ответственной за организацию и вывоз отходов является соответствующее ТСЖ, которое, в свою очередь обязано заключить договор со специализированной организацией на сбор и вывоз отходов на захоронение (утилизацию), либо обеспечить сбор и вывоз отходов на захоронение (утилизацию) собственными силами соблюдением соответствующих требований [1].

Часто во дворах многоквартирных домов и даже рядом с лесопарковыми зонами можно видеть переполненные мусорные контейнеры, содержимое которых разносится ветром и животными на десятки метров вокруг. Такое положение говорит о том, что соответствующие службы далеко не всегда добросовестно выполняют свои обязанности по своевременному вывозу мусора. Для предотвращения подобного возможно внедрение системы штрафов в пользу жильцов многоквартирного дома, с территории которого не был своевременно вывезен мусор в случае ненадлежащего исполнения ТСЖ соответствующей функции. Данные меры справедливы, поскольку, в случае загрязнения придомовой территории, нарушаются права ее пользователей - жильцов дома.

Говоря о проблеме загрязнения водных объектов Ивановской области следует отметить, что, согласно Доклада о состоянии и об охране окружающей среды Ивановской области, определяющим антропогенным фактором, оказывающим негативное воздействие на качество поверхностных водных объектов г. Иваново и Ивановской области является сброс неочищенных и недостаточно очищенных сточных вод. Причем основными «загрязнителями» являются предприятия жилищно-коммунального хозяйства и неорганизованные поверхностные стоки с загрязненных территорий [2]. Согласно нашим наблюдениям, данная ситуация серьезно усугубляется загрязнением водоемов бытовыми отходами (пластиковые бутылки, полиэтилен, стекло и пр.).

На наш взгляд, муниципалитету необходимо организовать регулярные мероприятия по очистке водоемов (водной поверхности, дна) и прибрежных территорий от бытового и органического мусора. Особенно это касается городских пляжей и других мест отдыха у воды. На данном направлении возможно усиление нормативного регулирования путем повышения штрафов для физических лиц и организаций за выброс мусора в водоем или на прибрежную территорию и за ненадлежащее ее содержание. Существенно повысить эффективность данных мер поможет привлечение правоохранительных органов к обеспечению соблюдения соответствующих норм посредством, например, контроля, проведения проверок.

Кроме указанных проблем, для Ивановской области характерно наличие большого количества лесных свалок. На наш взгляд, устранение этой проблемы должны брать на себя местные органы, путем проведения регулярных сборов и вывоза мусора с лесных территорий. Необходимо также усилить охрану леса со стороны правоохранительных органов от несанкционированных сбросов мусора, а также увеличить ответственность органов власти за ненадлежащее исполнение обязанностей по поддержанию чистоты лесных территорий.

Кроме предложенных мер, направленных на улучшение экологической обстановки Ивановской области, особо важным является экологическое воспитание горожан. Осознание ответственности и вклад каждого в чистоту окружающей среды создаст существенные предпосылки для улучшения ее состояния.

На данном направлении целесообразно не только проводить воспитательные мероприятия в учебных заведениях, но и обращать внимание на проблему поддержания чистоты в масштабах всего города. Эффективным будет организовывать ежегодный массовый субботник в форме городского праздника, выходного дня с привлечением активистов, представителей общественных организаций, специалистов по связи с общественностью, аниматоров, прессы. Необходима организация труда по уборке территорий, выполнение которого горожанами должно поощряться со стороны органов местного самоуправления, а также сопровождаться соответствующей культурной программой. Данное мероприятие должно стать традицией города, а участие в нем приятным и желаемым времяпрепровождением для жителей, что полностью зависит от его организации.

Решение обозначенных нами проблем требует активного участия органов местного самоуправления, а также комплексного и планомерного подхода. На наш взгляд, предложенные меры, дополняя друг друга, способны оказать положительное влияние на состояние окружающей среды Ивановской области.

Список использованной литературы
1. Pandia. Распорядки. Ивановская область. Модельный порядок сбора и вывоза твердых бытовых отходов с территорий населенных пунктов Ивановской области. URL: http://pandia.ru/text /78/319/16984.php. (дата обращения: 20.04.2016).
2. Сайт Департамента государственного контроля Ивановской области. Доклад о состоянии и об охране окружающей среды Ивановской области. URL: http://davaiknam.ru/text/doklad-o-sostoyanii-i-ob- ohrane-okrujayushej-sredi-ivanovskoj. (дата обращения: 29.06.2016).
3. Экосеть. Новости. Полигоны ТБО Ивановской области не соответствуют санитарным нормам. URL: http://www.ses.ekoset.ru/news/ poligony_tbo_ivanovskoi_oblasti_ne_sootvetstvuyut_sanitarnym_normam. (дата обращения: 29.05.2016).

Скворцова Е. А., Пачина Е. В.

Состояние окружающей среды в Ивановской области

Опубликовано 21.07.2020 12:00 | Просмотров: 2547 | Блог » RSS