20.06.2021 15:37

Составление комплекта программированных заданий как вид самостоятельной работы студентов по дисциплине «Зоогеография». Ч.1

Составление комплекта программированных заданий как вид самостоятельной работы студентов по дисциплине «Зоогеография». Ч.1

При изучении ряда биологических дисциплин студентам необходимо осваивать значительные объёмы информации, научиться выделять наиболее значимые её составляющие. Зоогеография располагает обширным фактическим материалом, который необходимо усвоить и выучить к экзамену, что сделать за один «подход» очень сложно. Можно предположить, что такой вид самостоятельной работы студентов, как разработка комплекса программированных заданий по темам курса позволит качественно усвоить основные знания. Кроме того, разработанные задания в последующем могут быть использованы преподавателем для мониторинга результатов обучения.

Цель работы - обоснование целесообразности использования разработки комплекта программированных заданий как вида самостоятельной работы студентов по дисциплине «Зоогеография».

Исходя из цели, сформулированы следующие задачи:
1. На основе анализа литературы обосновать значение использования программированных заданий для мониторинга качества знаний по дисциплине «Зоогеография»;
2. Выявить виды программированных заданий и выяснить их обучающие возможности;
3. Разработать комплект программированных заданий по теме «Районирование материковой фауны эфиопской области»;
4. Оценить эффективность самостоятельной работы по составлению комплекта заданий.

Для решения задач использованы следующие методы: анализ литературных источников, проектирование, самопроверка, рефлексивный анализ.

В настоящее время образование идет по пути компетентностного подхода, требующего освоения студентами профессиональных знаний и общих способов оперирования ими, которые в современных условиях рассматриваются как средство для решения учебных и профессиональных задач. Поэтому при изучении любой дисциплины важно выделить основные знания и обеспечить их качественное освоение обучающимися. В решении данной задачи существенную роль играет самостоятельная работа студентов по дисциплине.

Самостоятельная работа студентов - это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия [2]. Самостоятельная работа студентов способствует самообразованию и саморазвитию, делая личность всесторонне развитой [5]. Самостоятельную работу студентов нужно организовать должным образом, чтобы она способствовала углублению и расширению знаний, становлению познавательного интереса, овладению приёмами самообразовательной деятельности, учебными, профессиональными и исследовательскими умениями, развитию познавательных способностей [1]. Организация самостоятельная работа студентов по освоению знаний по дисциплине должна быть перманентной, а значит, в современных условиях должна быть обеспечена средствами мониторинга её результативности. Одним из таких средств контроля результатов обучения являются программированные задания.

Программированные задания - учебные задания, в содержание которых включены возможные варианты ответов (правильные и неправильные), из которых обучающийся должен выбрать правильный. Программированные задания традиционной формы (выбор правильного ответа из нескольких предложенных) имеют ряд недостатков: ответ можно дать «наугад», можно выбрать и запомнить неправильный ответ, выбор ответа связан с работой памяти, задания не ориентированы на развитие мышления. Однако, кроме традиционных известны и другие виды программированных заданий.

В работе использованы виды программированных заданий, собранные Т. А. Бабаковой [3]: «один из четырёх (пяти)», «два из пяти и более», «вставь пропущенное слово», «вставь пропущенные слова», «найди соответствие», «ответь на вопросы», «оцени суждение», «подчеркни правильные ответы», «распредели на группы», «заполни таблицу» и др.

Названные виды учебных программированных заданий в комплексе позволяют совершенствовать не только знания, но и ряд логических умений студентов (выделение существенного, анализ, сравнение, классификация, доказательство, систематизация) в процессе контроля качества их освоения.

Для выполнения самостоятельной работы по разработке комплекта программированных заданий предложена и реализована следующая последовательность действий:
1. Выбор темы;
2. Анализ содержания темы: выделение основных понятий, характерных видов животных, факторов, определяющих специфику животного мира, особенностей климатических условий и местообитаний;
3. Распределение отобранного основного содержания темы между видами заданий так, чтобы обеспечить максимальный охват основного содержания;
4. Конструирование заданий;
5. Апробация на практике.

А. А. Богданова
Продолжение следует

Составление комплекта программированных заданий как вид самостоятельной работы студентов по дисциплине «Зоогеография». Ч.1

Опубликовано 20.06.2021 15:37 | Просмотров: 548 | Блог » RSS