25.05.2021 18:16

Сон Мити о погорелых матерях в романе Достоевского «Братья Карамазовы». Часть 1

Сон Мити о погорелых матерях в романе Достоевского «Братья Карамазовы». Часть 1

I. Древние считали, что сны осуществляют нашу связь с миром духов, порождают символы и образы, религиозно-мифологические и поэтические. Но уже у Аристотеля сны - продукт деятельности нашей души, объект психологии. Тем самым он задал натурфилософскую систему миропонимания. При распаде Мифа сны как способ выхода за пределы соознания, будут востребованы культурой. Сны, выявляя двойную структуру мира, отражают работу нашего воображения и культурной памяти человечества.
II. Сны в романе выражают психологические состояния героев (по Роберту Джексону
[3]).

Назиров Р.Г. выделял у автора два вида снов [4]: 1. «мировоззренческие», иллюстративно-психологические и 2. сюжетные, отличающиеся повествовательным характером, обилием массовых сцен; такие сны не предсказывают события; они сами - и есть событие, «создают» его, вляя на действие, тормозя или ускоряя его.

Отталкиваясь от позиции Назирова, заметим, что сюжетообразующая функция не является главной у писателя. Доминирующей предстает взаимосвязь двух элементов: 1). Раскрытие подсознания героя; 2). Связь сна с реальностью (как его источником), она всегда косвенна!

Следует исходить из структуры раздражителей в психиатрии, не учитываемой филологом:
1. Внешнее (объективное) чувственное раздражение.
2. Внутреннее (субъективное) чувственное раздражение.
3. Внутреннее (органическое) физическое раздражение.
4. Психические источники раздражения.

У писателя сны не влияют на сюжет прямо, а дают проекцию, преломление мира духовного.

Если всмотреться в сны его героев, то увидим: в их основе скрыто мировосприятие (сознаваемое или нерефлексируемое героем, но влияющее на смену его умонастроения, психологического состояния). В перспективе это ведет к метанойе (перемене ума - греч.) в результате пробуждения совести, покаяния, осознания своей прямой или косвенной вины.

Сны в романах намеком выявляют скрытое в душе героя, знаково высвечивают будущее.

Основная функция символики сна у автора - обнаружение способа взаимодействия двух начал: реальности и нашего сознания, а символ - знак отношений, связей героя с миром. Сны, понятые лишь в стилеобразующем ракурсе, формируют ложное представление об авторе как родоначальнике неомифологизма, чуть ли не пост-модернисте. Происходит его «модернизация», искусственное притягивание к современности. Но суть скрыта в специфике его мировидения, в евангельской мифопоэтике.

Если сравнить досибирское и послесибирское его творчество, то тенденция очевидна: в нем все чаще проступает не столько душевно-психологическое, сколько духовно-мистическое.

Бахтин отмечал: «.Во всей европейской литературе нет писателя, в творчестве которого сны играли бы такую большую и существенную роль, как у Достоевского». Слова «сон», «сновидение» вынесены в названия его произведений - «Дядюшкин сон», «Петербургские сновидения в стихах и прозе», «Сон смешного человека»... Анализ сновидений раскрывает характеры героев, замысел автора: сон Ипполита в «Идиоте», сны о лошади и трихинах у Раскольникова, Дмитрия Карамазова о «погорелых матерях» и «дитё».
III. Итак, сон о «погорелых матерях». Карамазовы дают целый комплекс архетипных связей. Нельзя рассматривать героев изолированно. Митя, при всей его необузданности и «простоте», сложный и глубокий образ.

С. С. Григорьева
Продолжение следует

Сон Мити о погорелых матерях в романе Достоевского «Братья Карамазовы». Часть 1

Опубликовано 25.05.2021 18:16 | Просмотров: 764 | Блог » RSS