14.09.2019 20:36

Содержание работы по реализации технологии проектирования в формировании экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста Часть1

Содержание работы по реализации технологии проектирования в формировании экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста Часть1

Содержание работы по реализации технологии проектирования в формировании экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы МДОУ д/с № 78 «Гномик» г. Белгорода)

Технология проектирования обладает особым воспитательным потенциалом, помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, культуру поведения, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе, формирует экологическую культуру дошкольников. Использование технологии проектирования в процессе формирования экологической культуры у старших дошкольников будет успешным при соблюдении следующих условий:
1) создание и обогащение предметной эко лого-развивающей среды;
2) учет уровня развития проектной деятельности у детей старшего дошкольного возраста;
3) сотрудничество и сотворчество детей, педагогов, родителей, соци¬альных партнеров.

Учитывая необходимость «живого» общения с природой, наблюдения и практической деятельности в ней, нами был разработан и запущен исследовательски-творческий проект «Цветы земли» для реализации технологии проектирования в формировании экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.

Тип проекта:
— По доминирующему методу: информационный, творческий.
— По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир.
— По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, испол¬нитель, участник от зарождения идеи до получения результата.
— По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, внутри ДОУ и в контакте с семьей.
— По количеству участников: индивидуальный и групповой.
— По продолжительности: средней продолжительности.
В качестве объекта исследования выбраны цветы. Цветы – это сама жизнь. Насколько бедны оказались бы мы, не будь их на земле. Человека окружает прекрасный и удивительный мир растений. Они положительно влияют на наше настроение, а правильно подобранные и размещенные со вкусом комнатные растения, создают психологически благоприятную среду, придают помещению своеобразный комфорт.

Была проведена диагностика и определен уровень сформированности проектной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Большинство находятся на подражательно-исполнительском уровне сформированности проектной деятельности. Им необходимо интригующее начало, отвечающее потребностям, и обозначение взрослым проблемы. На начальном этапе проекта, когда Фея Цветов прислала детям приглашение на бал, на который надо было прийти в костюмах цветов и представить их стихотворением, загадкой, песней и т. д. возникла проблема недостаточного знания о цветах.

Для реализации цели проекта – познакомить детей с разнообразием цветов – были определены следующие задачи:
1. Познакомить детей с разнообразием цветов, их строением и жизнедеятельностью, значимостью для всего живого на планете.
2. Учить детей классифицировать цветы по месту их произрастания (луг, сад, поле, дом), познакомить с профессиями людей, связанных с цветоводством.
3. Формировать экологическую культуру детей.

Вместе с детьми приходим к выводу, что нам необходимы следующие методы исследования: чтение книг, обращение к родителям, специалистам (экологу), проведение наблюдений, экспериментов, экскурсий.

Поступившие предложения оформили в план:
1. Что такое цветок? Строение цветка.
2. Где растут цветы? (Поле, луг, вода, лес, дача, огород, сад, квартира.)
3. Занятия: «Почему так назвали цветы?»; «Цветы и время»; «Цветы и твое имя»; «Цветы-целители»; «Цветочные сны»; «Цветы-талисманы».
4. Цветы – герои произведений, цветы в легендах, стихах, загадках, песнях.
5. Профессии людей, связанные с цветоводством.
6. Как правильно сажать и выращивать цветы, правила ухода за цветами (комнатными и садовыми).
7. Сбор стихов, песен, легенд, мифов, иллюстраций, открыток, загадок о цветах.
8. Сбор коллекции цветов: сделанные из разного материала, оформленные на ткани, открытки «Букеты цветов».
9. Экскурсия в цветочный магазин (цель: знакомство с разнообразием цветов).
10. Рассказы детей о цветниках дома, заботе о них, о дарении цветов?

Ресурсное обеспечение проекта:
1. Экспериментальная площадка: уголок природы в группе, цветник на участке детского сада, экологическая тропа.
2. Научно-методическое: подбор методической, научной и художественной литературы, книги, картины.
3. Материально-техническое: фотоаппарат, магнитофон, фонотека, компьютер, набор оборудования для экспериментирования, садово-огородный инвентарь, ящики для проращивания семян.
4. Наглядный материал: живые цветы, сделанные из разных материалов, их иллюстрации; настольно-печатные игры по экологии; дидактические игры по экологии; библиотечка юного цветовода; природный и бросовый материал.

Л. П. Дубинина
Продолжение следует

Содержание работы по реализации технологии проектирования в формировании экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста Часть1

Опубликовано 14.09.2019 20:36 | Просмотров: 663 | Блог » RSS