14.09.2019 20:33

Содержание работы по реализации технологии проектирования в формировании экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста Часть2

Содержание работы по реализации технологии проектирования в формировании экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста Часть2

В проекте участвуют дети старшей группы.

Формы организации проекта: познавательные занятия (мир природы, развитие речи, художественно-практическая деятельность: рисование, аппликация, ручной труд); экскурсии; экспериментирование; экологические викторины; развлечения.

По теме проекта подбирается и изучается методическая, научная и художественная литература: дидактические игры природоведческого содержания, направленные на развитие познавательной активности, формирование экологической культуры: «Угадай цветок по описанию»; «Я знаю пять названий цветов»; «Садовник»; «Угадай цветок по загадке, иллюстрации» и др.

Адаптируются и систематизируются подвижные игры, направленные на развитие двигательной активности, внимания и наблюдательности в природе: «Мы – цветы»; «Живая клумба»; «Любимый цветок»; «Волшебная палочка» и др.

Одним из условий реализации технологии проектирования является создание и обогащение предметной эколого-развивающей среды. На наш взгляд, правильно организованная предметная экологическая среда несет в себе огромную ценность и определенным образом воздействует на ребенка, оказывает большое влияние на формирование экологической культуры у дошкольников. Обдумывая интерьер группы, создавалась атмосфера тепла, красочности, удобства и уюта, где ребенок мог бы хорошо и комфортно себя чувствовать. Все пространство группы разделится на центры:
В естественно-научный центр «Мир растений и мы» входит уголок природы, который пополнился комнатными растениями, имеющие разнообразные по форме листья, стебли, цветы, корни, потребности в свете и влаге. В аквариум с рыбками были добавлены водные растения: роголистник шероховатый, плавающий на поверхности, и папоротник крыловидный, который своим корневищем прикрепляется к камушкам, находящимся в грунте. Для ухода за растениями подготовлено необходимое оборудование: лейки, лопатки для рыхления почвы, ткань для протирания пыли с листьев, опрыскиватели и многое другое.

Центр детского экспериментирования был пополнен сосудами из различных материалов разного объема и формы; собрали совместно с детьми природный и бросовый материал; приобрели приборы-помощники (увеличительные стекла, измерительные линейки и др.); медицинские материалы (пипетки, колбы, мерные ложки и стаканчики и т. д.); детские фартуки; полотенца, тряпочки, щетки и совки; разработали схемы проведения опытов.

Организован выставочный уголок, в котором находятся детские работы: рисунки, аппликации и поделки, а также фотографии детей и родителей во время общения с природой и работой над проектом «Цветы земли».

В центре географических открытий «Клуб путешественников» – собрали атласы и энциклопедии о растениях разных природных зон.
В центре развития речи «Читаем вместе про цветы» – книги различных жанров, энциклопедии, журналы о цветах.

В театральном центре «В гостях у сказки» находится все необходи¬мое для театрализованной деятельности и игр-драматизаций: настольный театр «Дюймовочка», театр на фланелеграфе «Аленький цветочек» и др.

Для музыкального центра «Веселые нотки» были подобраны записи музыкальных произведений: «Вальс цветов» П. И. Чайковского, «Песня о волшебном цветке» и др.

В центре детского творчества «Юный художник» размещены схемы-способы создания цветов с помощью разных техник; карты, отражающие последовательность изготовления цветов из глины, пластилина, бумаги и других материалов; книги-самоделки.

В центре сюжетно-ролевых игр организовано кафе «Ромашка», в «Универсаме» «открыт» цветочный отдел, а в ателье «Фея» пополнено тканями с рисунками цветов.

Для спортивного центра «Сильные, ловкие, смелые» подготовлены шапочки с изображением цветов для организации подвижных игр.

В наш проект привлечены старший воспитатель и педагоги ДОУ, с их помощью разработана и оформлена цветочная клумба в форме «Цветика- семицветика», где каждый лучик был представлен разнообразными цветами.

На собрании родителей познакомили с целью и основными задачами проекта. Они приняли активное участие в реализации проекта: помогли детям собрать информацию о выбранных ими цветах, сочиняли сказки, стихи и рассказы о цветах, которые впоследствии были оформлены в книжку «Я садовником родился», участвовали в фотовыставке «Дети цветы жизни». Ну, а на защите проекта родители представили своих детей в виде цветка, рассказали о его характере, привычках. Совместная работа пробудила у детей интерес к жизни группы и детского сада.

Занятия проводились с использованием различных организационных форм обучения: коллективные, групповые и индивидуальные. Один раз в неделю планировали занятие с использованием проблемных игровых ситуаций: «Этот разноцветный мир», «Цветы-целители». Подготовили занимательный материал: «Цветы и твое имя», «Цветы-талисманы», «Цветочные сны», «Цветы и время».

Проведенный цикл наблюдений за цветами на клумбе расширил знания детей о садовых цветах, обогатил их сенсорный опыт. В период цветения растений дети знакомились со строением бархатцев, условиями их роста, наблюдая, сколько дней необходимо бутону для превращения в цветок, сколько времени проходит от цветения до увядания, принимали активное участие в сборе семян.

Наблюдения дополнялись экскурсией в цветочный магазин, просмотром видеофильмов, картин, иллюстраций, слушанием музыки, чтением художественной литературы.

В осенне-зимний период дети имели возможность постоянно наблю¬дать за растениями в уголке природы. На протяжении всего проекта в природный уголок вносились привлекательные комнатные цветы, которые доступны и просты в уходе. В процессе наблюдения знакомили с их названиями (герань, фикус, хлорофитум, бегония и др.), строением и другими характерными особенностями. Дети постоянно имели возможность наблюдать уход за цветами, у них появилось желание помогать: с удовольствием поливали цветы, протирали листья, рыхлили землю. Такая целенаправленная работа развивает у детей эмоциональный опыт и художественное восприятие красоты растений в различные периоды жизни.

Учитывая то, что познавая мир, исследуя его, ребенок делает множество открытий, старались побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию, ставя перед ними следующие задачи: как доказать, что растениям нужен свет? нужно ли растениям тепло? подскажите, что получится, если оставить растение без воды? и т. д.

Решение задач осуществляли в двух вариантах:
1) дети проводили эксперимент, не зная его результата, приобретая новые знания;
2) дети вначале предсказывали результат, а затем проверяли, правильно ли они мыслили. Таким образом, в заключение эксперимента дети могли сами делать определенные выводы и подводить итог собственной деятельности.

Полученные в процессе экспериментирования наблюдения, впечатления и эмоции дети отражали в продуктивных видах деятельности, в совместном сочинительстве «Сказки о цветах», драматизации и постановке спектакля «Радуга цветов». В группе были проведены конкурс рисунков «Мой любимый цветок», выставка букетов «Вальс цветов», «Бумажная оранжерея».

На этапе защиты проекта был организован праздник «Бал цветов». Дети вместе с родителями выбрали и изготовили костюмы любимого цветка, а потом представили его на празднике в форме стиха, танца, песни и др. На протяжении всего бала дети, участвуя в конкурсах, играх, импровизациях, показали хорошие знания о цветах, выражали свое отношение к ним.

Таким образом, нами было апробировано содержание работы по реализации технологии проектирования в формировании экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. Совокупность педагогических условий реализована в процессе выполнения проекта «Цветы земли», который в полной мере способствует формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Л. П. Дубинина

Содержание работы по реализации технологии проектирования в формировании экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста Часть2

Опубликовано 14.09.2019 20:33 | Просмотров: 485 | Блог » RSS