19.03.2020 22:28
Социальное самочувствие населения на примере граждан РФ
Изучение социального самочувствия актуально потому, что оно не только демонстрирует уровень благополучия и благосостояния граждан, но и является одним из наиболее важных аспектов анализа современных тенденций общественного развития. Социальное самочувствие отражает актуальное знание индивидов и групп о состоянии общества и общественных процессах, эмоции, чувства, а также общественное мнение. Знание социального самочувствия может помочь в прогнозировании социальных ситуаций, в осуществлении поиска механизмов и способов, позволяющих его улучшить.
Именно значимость и информационная емкость понятия «социальное самочувствие» позволили ВЦИОМ около десяти лет назад сделать данный показатель в качестве обобщающей характеристики для оценок и индексов, по которым можно судить о степени зрелости, развитии и готовности людей к действию.
Под индексами социального самочувствия понимают количественные показатели изменения социально значимых величин, имеющих особое значение для анализа социального развития, проведения социальной политики и оценки ее результатов.
В основу доклада положены результаты ежемесячных Экспресс-опросов, проводимых ВЦИОМ по репрезентативной общероссийской выборке. По результатам построений марта 2014 г. индекс удовлетворенности жизнью равен 71, это на 18 пунктов больше, чем ровно год назад. Значение индекса социального оптимизма за последний год варьируется от 62 до 71 пункта, то есть остается достаточно высоким. Индекс оценок экономической ситуации в течение года вырос на 18 пунктов и сейчас составляет 58. Индекс самооценок материального положения менялся совсем незначительно, в рамках 3-5 пунктов, и по данным последнего опроса составил 70 пунктов. Значение индекса оценок политической обстановки за год поднялось с 51 до 74 пунктов. Индекс общего вектора развития страны увеличился с 46 до 73 пунктов, в один из месяцев (ноябрь 2013 г.) показатель был довольно таки низким - 35 пунктов.
Наибольшее влияние на тип социального самочувствия оказывают характеристики респондента, описывающие его достижения: уровень образования, доход, профессиональный статус. Причиной спада показателей может являться недовольство работой местных властей (мэром, губернатором, например). Причина же роста показателей конкретных регионов зачастую является результатом удачной социальной и социально-экономической политики: повышение зарплат, улучшение инфраструктуры, строительство школ, детских садов, и так далее.
М. Е. Бойкова
Опубликовано 19.03.2020 22:28 | Просмотров: 884 | Блог » RSS |