24.06.2020 13:27

Соблюдение принципа гендерного равенства при составлении партийных списков на выборах

Соблюдение принципа гендерного равенства при составлении партийных списков на выборах

Статья посвящена исследованию проблем соблюдения конституционного принципа равных прав мужчины и женщины и равных возможностей их реализации при составлении партийных списков на выборах.
Ключевые слова: гендер, выборы, политические права, партийные списки.

В XX веке избирательные права женщин были расширены и развиты в нескольких основных международно-правовых документах. Например, в Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1978 г., которую СССР ратифицировал в 1980 г., в ст. 7 закреплена обязанность государств-участников обеспечивать женщинам на равных условиях с мужчинами право участвовать в формировании и осуществлении правительственной политики и занимать государственные посты, а также осуществлять все государственные функции на всех уровнях государственного управления [3]. Российская Федерация, являясь государством-правопреемником СССР, закрепила в ч. 3 ст. 19 Конституции: «Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации» [4]. Как показывает мировая практика, законодательное закрепление равноправия мужчин и женщин не приводит к равенству возможностей их реализации автоматически [15]. Так, в России сохраняется довольно низкое представительство женщин на всех уровнях государственной власти, в частности, наблюдается сокращение числа женщин, представленных в законодательных органах. Отметим, что в настоящее время политические партии по-разному подходят к вопросу о равных правах и равных возможностях мужчин и женщин, что в свою очередь, отражается в программных документах, и практике, в частности, в составлении списков кандидатов в депутаты.

Количество женщин, выдвинутых кандидатами в депутаты Государственной Думы по отношению к общему количеству кандидатов, выдвигаемых партией, является крайне незначительным. Например, на выборах в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее - ГД ФС РФ) пятого созыва в 2007 г. в списках кандидатов в депутаты от КПРФ из 514 кандидатов - 89 женщин (13,3 %), от ЛДПР из 356 - 48 женщин (13,4 %), от партии Справедливая Россия: Родина, пенсионеры, жизнь из 553 кандидатов -109 женщин (19,47 %), от Единой России из 600 кандидатов - 98 женщин (16,3 %) [12]. На выборах в ГД ФС РФ шестого созыва в 2011 г. ситуация осталась практически неизменной: в федеральном списке от КПРФ 594 кандидата, из которых 113 женщины (19 %), от ЛДПР из 312 представленных кандидатов 47 женщин (15,1 %), Справедливая Россия выдвинула 103 женщины из 584 кандидатов (17,6 %), от Единой России из 597 кандидатов 103 женщины (17,3 %) [13]. Данный факт ведет к недопредставленности женщин в такой ключевой области, как участие в принятии политических решений.

При анализе динамики представленности в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации следует иметь в виду, что все выборы в ГД ФС РФ проводились по разным законам о выборах. В 1993, 1995, 1999 и 2003 году они осуществлялись по смешанной системе. В результате в ГД ФС РФ первого созыва было избрано 69 женщин из 450 депутатов (13,6 %); второго - 46 женщин, что составило 10,2 %; третьего - всего 34 женщины, что составило беспрецедентно низкие 7,6 %; четвертого созыва - всего 44 женщины - 9,8 %. В 2007, 2011 годах на выборах в Государственную Думу в соответствии с новыми законодательными нормами все кандидаты избирались по пропорциональной системе на основе партийных списков. Число женщин, избранных в ГД ФС РФ пятого созыва, составило 41 человек (9,1 %), однако после окончательного распределения депутатских мандатов прошли 63 женщины или 14 % от общего числа депутатов [5, с. 98-99]. Выборы 2011 г. практически не изменили картину участия женщин в работе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Депутатами в ГД ФС РФ шестого созыва была лишь 61 женщина (13,5 %) [16].

Согласно научным исследованиям для того, чтобы та или иная группа лиц, входящая в состав какого-либо органа, могла реально оказывать влияние на его работу, она должна составлять не менее 33 % всего состава [14]. Как мы видим, рекомендуемый минимум представительства женщин в органах законодательной власти нашей страны не достигнут, поэтому женщины-депутаты не оказывают существенного влияния на их работу. Вместе с тем отмечается, что участие женщин в принятии решений - фактор стабилизирующий и, как показывает зарубежный опыт, продвижение женщин на уровень принятия решений способствует повышению качества жизни всего общества [2, с. 137]. Очевидно, России необходимо стремиться к таким показателям.

На наш взгляд причины столь низкого представительства женщин в ГД ФС РФ кроются в слабости развития институтов гражданского общества, недостаточной нормативно-правовой базе. Кроме того, построение политической карьеры разбивается о ряд укоренившихся в общественном сознании социально-культурных патриархальных стереотипов. Данное положение подтверждается тем, что среди членов партий обычно превалируют женщины, но руководящие органы партийных организаций в большинстве своем состоят из мужчин. Рассмотрим на примере ведущей отечественной партии - Единой России. Так, среди членов Партии численность мужчин 40,9 %, а женщин соответственно 59,1 % [9]. Однако из 144 членов Генерального совета (высшего руководящего органа партии) лишь 43 женщины (29,8 %) [8]. В Президиуме Генерального совета из 26 членов - 7 женщин (26,9 %) [10], что подтверждает наш тезис. Отметим, что руководитель партии тоже мужчина - Д. А. Медведев [11]. Важно учитывать, что всего Министерством юстиции РФ зарегистрировано на сегодняшний день 77 партий, однако женщин-председателей партии всего 7 [7]. Таким образом, существует острая необходимость в обеспечении сбалансированного представительства женщин и мужчин в списках, выдвигаемых политическими партиями кандидатов.

Интересен тот факт, что количество выбранных женщин, в процентном соотношении от включенных в списки, примерно равняется числу выбранных мужчин. Рассмотрим на примере выборов депутатов в ГД ФС РФ 2007 г. В федеральном списке от КПРФ значилось 89 женщин; от ЛДПР - 48 женщин; от партии Справедливая Россия: Родина, пенсионеры, жизнь - 109 женщин; 98 женщин в федеральном списке от Единой России. Таким образом, всего в списках значились 344 женщины, из них 63 прошли в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва, из чего следует, что доля выбранных женщин составляет 18,3 %. Подобным образом рассчитываем долю мужчин: в совокупности в федеральных списках от четырех партий их представлено 1679; 387 из них прошли в ГД ФС РФ, что составило 23 % [12, 16]. На выборах в ГД ФС РФ в 2011 году в федеральных списках от КПРФ, ЛДПР, Справедливой России и Единой России оказались 366 женщин и 1721 мужчина, в то время как в ГД ФС РФ прошли 61 женщина и 389 мужчин, что составляет 16,7 % и 22,6 % соответственно [13, 6]. Эти цифры свидетельствуют о том, что общество готово видеть женщину в выборных органах власти и доверяет им. Главное - дать возможность за женщин голосовать.

Таким образом, очевидно, что Российской Федерации необходимо стремиться к увеличению представительства женщин в законодательных органах власти и создавать условия для более активного вовлечения женщин в процесс принятия важных социально-политических решений, прежде всего, обеспечивая эту возможность на законодательном уровне.

Список использованной литературы
1. Калабихина И. Е. Почему важно развивать институты гендерного равенства в России. URL: http://uisrussia.msu.ru/docs/nov/sr_econ/ 2011/1/8_2011_1.pdf (дата обращения: 15.03.2016).
2. Клименкова Т. А. Женщина как феномен культуры. Взгляд из России. М.: Преображение, 1996.
3. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 18.12.1979 // Ведомости ВС СССР. 1982. № 25. Ст. 464.
4. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru/ konstituciya/ (дата обращения: 15.03.2016).
5. Королева Т. А. Проблема участия женщин в выборном процессе // Политология: актуальные аспекты. 2013. № 1.
6. Официальный сайт Государственной Думы РФ. Состав Государственной Думы шестого созыва. URL: https://pda.duma.gov.ru/ deputies/ (дата обращения: 15.03.2016).
7. Официальный сайт Министерства юстиции Российской Федерации. Список зарегистрированных политических партий. URL: http://minjust.ru/mobile/nko/gosreg/partii/spisok (дата обращения: 15.03.2016).
8. Официальный сайт партии Единая Россия. Генеральный совет Партии. URL: http://er.ru/persons/general_council/ (дата обращения: 15.03.2016).
9. Официальный сайт партии Единая Россия. Обзор основных событий партии за 2015 г. URL: http://er.ru/news/145221/ (дата обращения: 15.03.2016).
10. Официальный сайт партии Единая Россия. Президиум Генерального совета Партии. URL: https://er.ru/persons/presidium/ (дата обращения: 15.03.2016).
11. Официальный сайт партии Единая Россия. Председатель Партии. URL: https://er.ru/persons/3/ (дата обращения: 15.03.2016).
12. Официальный сайт ЦИК РФ. Политические партии, федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы 2007 г. URL: http://www.cikrf.ru/banners/duma_2007/polit_part/spiski.html (дата обращения: 15.03.2016).
13. Официальный сайт ЦИК РФ. Политические партии, федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы 2011 г. URL: http://www.cikrf.ru/banners/duma_2011/polit_part/spiski.html (дата обращения: 15.03.2016).
14. Поленина С. В. Права женщин в системе прав человека: международный и национальный аспект. URL: http://owl.ru/win/books/ polenina/25.htm (дата обращения: 15.03.2016).
15. Чвыкалов В. В. Гендерное равенство в праве (историко-правовое исследование). URL: http://kubsau.ru/upload/iblock/1fe/ 1fec50ccff68dc7d3e23ba963111296d.pdf (дата обращения: 15.03.2016).
16. Яковлева М. К. Женщина в политике: гендерное неравенство. URL: http://science.rfei.ru/ru/2013/2/24.html (дата обращения: 15.03.2016).

Е. Е. Волкова

Соблюдение принципа гендерного равенства при составлении партийных списков на выборах

Опубликовано 24.06.2020 13:27 | Просмотров: 479 | Блог » RSS