27.03.2023 21:15

Сказкотерапия как средство формирования положительного представления о себе у ребенка старшего дошкольного возраста с ДЦП. Ч.2

Сказкотерапия как средство формирования положительного представления о себе у ребенка старшего дошкольного возраста с ДЦП. Ч.2

Анализ результатов первичной диагностики показал следующее: у ребенка с ДЦП низкая самооценка, отрицательное отношение к себе, низкий уровень инициативности, у него не сформированы навыки взаимодействия с другими детьми, он испытывает трудности в общении со взрослыми и сверстниками, наблюдается слабая самоидентификация, связанная с прошлом, настоящем и будущем, что отрицательно сказывается на формировании образа-Я. Вместе с тем, нами были выявлены интересы ребенка: увлечение техникой, компьютерными схемами и старыми компьютерными деталями.

Следующий этап включал в себя психокоррекционную работу с ребёнком с ДЦП, направленную на формирование положительного представления о себе.

В работе мы исходили из потребностей и интересов ребенка. Так, например, ему было разрешено приходить на занятия с любимой игрушкой – материнская плата от компьютера; на карточках, отражающих эмоциональное состояние, были изображены роботы. Обязательным условием работы с ребенком являлось проведение медиативных упражнений, направленных на полное снятие эмоционального и мышечного напряжения. В качестве основного метода формирования положительного отношения ребенка с ДЦП к себе мы выбрали сказкотерапию. Нами была разработана программа из 10 занятий, в основу которых легли разработки психотерапевтических сказок О. В. Хухлаевой из сборника «Лабиринт души» по следующим темам: «Меня не уважают!», «У меня не выйдет», «Я привлекаю к себе внимание плохими поступками», «Я не такой как все», «Я не знаю, как подружиться» [5]. На каждом занятии ребенку рассказывалась сказка, в которой герой проживал проблемную ситуацию, описывалось как он с ней справлялся. Затем ребенок активно включался в обсуждение ситуации, отвечая на вопросы типа: «Что переживает герой?», «Какое у него состояние?», «Как он может сам себе помочь?», «Похоже ли это на твое состояние?», «Как бы ты поступил?», «Что ты можешь сделать, чтобы избежать такой же ситуации в своей жизни?». Такие беседы способствовали «открытию» смысла ситуации, пониманию внутреннего состояния не только героя сказки, но и собственного. Ребенок учился «разворачиванию» ситуации с разных позиций, с разных точек зрения. Занятия способствовали нахождению адекватных решений проблемных ситуаций, связанных с формированием положительного отношения к собственному образу «Я».

Результаты наблюдения за поведенческими, эмоциональными и вербальными проявлениями ребенка, повторное тестирование позволили выявить существенные изменения в представлении ребенка с ДЦП о себе. Если на начальном этапе проведения занятий у ребенка чаще преобладало плохое настроение, то во время психокоррекционных занятий и после оттенок его настроения менялся, он много улыбался и смеялся. После третьего занятия ребенок уже сам ждал, когда его пригласят для чтения сказки. Своими впечатлениями он делился со значимыми взрослыми в своей жизни – со своей мамой, бабушкой. Ребёнок стал проявлять инициативу в играх со сверстниками, начал активнее общаться со взрослыми, у него расширился и обогатился образ-Я (появились представления о себе в будущем).

Таким образом, полученные данные свидетельствуют об эффективном влиянии сказкотерапии в формировании положительного представления о себе у ребенка с детским церебральным параличом.

Список литературы

1. Киреева Ю. О раннем выявлении и диагностики ДЦП / Ю. Киреева // Дошкольное воспитание. – 2008. - No7. – С. 118 - 120
2. Колчина А. Г. Роль самооценки в становлении личности подростка с церебральным параличом / А. Г. Колчина// Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. - 2015. - No 2. - С. 36-39
3. Котова Т. А. Сказкотерапия в логопедической практике: современный метод восстановительно-развивающего влияния на дошкольников/Т.А. Котова// Коррекционная работа в ДОУ. - 2017. - No 2 (26). - С. 29-32
4. Суворова О.В. Личностные предпосылки развития субъектной активности ребенка в условиях перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту/Суворова О.В., С.Н.Сорокоумова, И.А.Рыбаков// Приволжский научный журнал. – 2011. - No4. – с. 256-260
5. Хухлаева О.В. Лабиринт души: Терапевтические сказки/ О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев // Москва: Академический Проект, 2008 – 176 с.
6. Шульц Д. А. Развитие речи, познавательных процессов, творческой активности методами сказкотерапии / Д. А. Шульц // Коррекционная работа в ДОУ. - 2017. - No 3 (27). -С. 7-9

А. Н. Быкова

Сказкотерапия как средство формирования положительного представления о себе у ребенка старшего дошкольного возраста с ДЦП. Ч.2

Опубликовано 27.03.2023 21:15 | Просмотров: 321 | Блог » RSS