03.01.2021 01:00

Русский Север в восприятии И. Я. Билибина. Часть 2

Русский Север в восприятии И. Я. Билибина. Часть 2

Сейчас известно, что 22-главая Преображенская церковь построена в 1714 г., а 9-главая Покровская церковь - в 1764 г.

В Повенецком уезде сделан снимок ветхой часовни в Гапсельге, которая затем была утрачена приблизительно в 1935 г., и церкви Богоявления Господня в Чёлмужах (построена в 1605 г.), которая сохранилась до наших дней в с. Чёлмужи Медвежьегорского района.

В Пудожском уезде внимание Билибина привлекла церковь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня 1700 г. в Почозере. В ней присутствует шатровая колокольня, летняя и зимняя церковь. Все эти части связаны переходами [1; 309].

В Каргопольском уезде И. Я. Билибин сделал снимок церкви конца XVII в. в Малой Шалые и церкви в с. Павловском недалеко от Каргополя.

Поездка на Русский Север принесла художнику большое количество материалов. И.Я. Билибиным была собрана обширная коллекция произведений художественного мастерства, которая была передана им в этнографический отдел Русского музея, открытого в 1898 г., и легла в основу собрания этого отдела.

Туда же художник предоставил и сделанные им фотографии памятников деревянного зодчества. Эти материалы были широко использованы как в работах самого И. Я. Билибина, так и в других изданиях по истории русского искусства, а кроме того его фотографии старинных северных церквей были изданы в виде почтовых открыток.

Одним из главных итогов его поездок по северным губерниям стала публикация статьи в журнале «Мир искусства» под названием «Народное творчество Русского Севера».

Редакция журнала предоставила художнику целый одиннадцатый номер за 1904 г. И. Я. Билибин сам оформил свою статью и рассказал в ней как о результатах своих поездок, так и о наиболее ярких вынесенных из них впечатлениях. художник опубликовал в статье снимки и сделал комментарии к ним, по типам постройки он проклассифицировал церкви, проследил взаимосвязь восточного и скандинавского с отечественным искусством. Можно сказать, что этот «билибинский» номер журнала «Мир искусства» значительно расширил существовавшие представления о народном искусстве Русского Севера [2; 29-30].

И. Я. Билибин так оценил состояние народного искусства в начале ХХ в.: «Несомненно, что русское народное творчество умирает, почти умерло. Струя новой жизни сметает его, и только кое-где, в глуши, тлеют егопоследние, гаснущие искры»» [1; 303].

Вся эта деятельность И. Я. Билибина шла в русле программы объединения «Мир искусства», одной из целей которой было изучение предшествующей художественной культуры.

Помимо журнала «Мир искусства», фотографии, сделанные И. Я. Билибиным, были помещены в коллективном труде «История русского искусства» под редакцией И. Э. Грабаря, в иных изданиях. В первом томе «Истории русского искусства» можно увидеть множество фотографий шатровых храмов русского Севера, таких как церковь Владимирской Божией Матери в Вологодской губернии, церковь в Малой Шалые Олонецкой губернии [3; 360] и другие церкви северных губерний.

Таким образом, материалы, собранные Билибиным на Русском Севере, оказали огромное влияние на развитие искусства в России в ХХ в. Они оказались востребованы различными исследователями и объединениями, но, несомненно, больше всего они помогли самому Ивану Билибину, вдохновив его на создание неповторимого «билибинского стиля». Поездки на Русский Север оказались для художника крайне плодотворными. Благодаря им, он внёс огромный вклад в развитие культуры того времени, а также пробудил интерес к этой теме и у других людей.

Список литературы
1. Билибин И. Я. Народное творчество русского Севера // Мир искусства. 1904. Т. 12. С. 303-318.
2. Голынец Г. В. Иван Яковлевич Билибин. М., 1972.
3. Грабарь И.Э. История русского искусства в 6 т. Т.1: Архитектура. До-Петровская эпоха. М., 1910.
4. Иван Яковлевич Билибин: статьи, письма, воспоминания о художнике. Л., 1970.

Аннотация. В статье анализируется восприятие Русского Севера известным русским художником серебряного века Иваном Яковлевичем Билибиным. В своих поездках на Русский Север в 1902-1904 гг. И. Я. Билибин изучал и собирал богатое культурное наследие Олонецкой, Вологодской и Архангельской губерний. Впечатления от этих поездок помогли художнику сформировать своей неповторимый «билибинский стиль» живописи.
Ключевые слова: Русский Север, традиционная крестьянская культура, И. Я. Билибин, деревянное зодчество, церковная архитектура, «билибинский стиль».

Д. А. Любимова

Русский Север в восприятии И. Я. Билибина. Часть 2

Опубликовано 03.01.2021 01:00 | Просмотров: 880 | Блог » RSS