03.01.2021 02:02

Русский Север в восприятии И. Я. Билибина. Часть 1

Русский Север в восприятии И. Я. Билибина. Часть 1

Понятие «Русский Север» является не географическим, а историко-культурным. На северных окраинах России столетиями формировалась и сохранялась русская традиционная культура, не тронутая влиянием военных и политических потрясений и резкой сменой культурных парадигм. Жители Русского Севера до начала ХХ в. сохранили древнерусский костюм, фольклор, обычаи и обряды. На Севере сохранились великолепные памятники деревянного зодчества, такие как шатровые церкви. На рубеже XIX-XX вв. у российской художественной интеллигенции возник огромный интерес к изучению и использованию в своем творчестве историко-культурного наследия Русского Севера. Ярким проявлением этой тенденции стала деятельность художника Ивана Яковлевича Билибина.

И. Я. Билибин родился в 1876 г. под С. -Петербургом. В 1896 г., после окончания гимназии Иван Билибин поступил на юридический факультет С. -Петербургского университета. Но уже в это время его привлекала живопись. И. Я. Билибин посещал занятия в рисовальной школе при Обществе поощрения художеств, также два месяца учился в Мюнхене у художника Антона Ашбе и затем совершенствовал навыки художника под руководством Ильи Репина. В 1899 г. Иван Билибин познакомился с художниками, объединившимися вокруг выходившего с ноября 1898 г. журнала «Мир искусства» [4; 19]. В 1900 г. было объявлено о создании общества «Мир искусства», с которым художник был связан вплоть до отъезда в эмиграцию в 1920 г.

Интерес к традиционной крестьянской культуре возник у Билибина в 1899 г., когда он оказался в деревне Егны Весьегонского уезда Тверской губернии.

Красота наследия крестьянской культуры открылась художнику при поездках в Вологодскую, Архангельскую и Олонецкую губернии в 1902-1904 гг.

Иван Билибин ездил на Север по заданию этнографического отдела Русского музея для собирания предметов крестьянского быта: резьбы, набоек, вышивки. И. Я. Билибин также фотографировал и зарисовывал предметы традиционной культуры. Он понимал, что именно в отдалённых местностях северных губерний сможет найти самые разные остатки старины, которые помогут дальше развиваться его творчеству, будут служить определённого рода вдохновителем для дальнейших идей.

Иван Билибин сделал множество фотоснимков памятников древнерусского зодчества. По ним мы можем судить, какие именно населённые пункты посетил художник, и какие памятники привлекли его внимание. Так, в Вологодской губернии художник побывал вТотемском (Заячерицкая церковь в Кокшенге, Богородицкая церковь в погосте Верховье, церковь в погосте Поча), Сольвычегодском (церковь Верхней Троицы на Уфтюге, церковь Дмитрия Солунского, Шолыменская церковь, колокольня в Циозере и церковь Владимирской Божией Матери) и Вельском (церковь в Соденьге) уездах.

Самой интересной, по мнению Билибина, является Богородицкая шатровая церковь. Год постройки церкви неизвестен, но местные священнослужители сообщили ему, что храм был построен в 1439 г. [1; 306]. Сам художник критически отнёсся к данной информации, но привёл её как единственный из имеющихся вариантов. В XX в. церковь была утрачена.

В Архангельской губернии И. Я. Билибин побывал Шенкурском уезде, где запечатлел церковь в Усть-Паденге и Успенскую церковь 1667 г. в Суланде, в Кемском уезде, где сделал снимки церкви в с. Подужемье и Успенского собора 1714 года в Кеми.

В своей поездке в Олонецкую губернию, Билибин посетил Петрозаводский, Повенецкий, Пудожский и Каргопольский уезды.

Особого внимания художника в Петрозаводском уезде заслужили церкви в погосте Кижи на берегу Онежского озера. Именно в этом погосте, по его мнению, больше всего показан размах строительной фантазии. И. Я. Билибин пишет: «Ещё издалека, подплывая к этой церкви с Онежского озера, различаешь нечто необычайное по своим архитектурным формам; и когда, подплыв ближе, видишь всю эту пирамиду нагроможденных одна на другую глав, то невольно начинает казаться, что тут, и на самом деле, преддверие какого - то тридесятого государства» [1; 310].

Такими словами описывает нам художник облик этого выдающегося памятника деревянного зодчества Олонецкой губернии. И.Я. Билибин не знал, когда были построены кижские храмы и привел приблизительные даты их постройки: «двадцатидвухглавая церковь построена в самом конце XVII или начале XVIII века, а девятиглавая - при Екатерине II».

Д. А. Любимова
Продолжение следует

Русский Север в восприятии И. Я. Билибина. Часть 1

Опубликовано 03.01.2021 02:02 | Просмотров: 823 | Блог » RSS