12.03.2020 22:31
Россия и страны центральной Азии в контексте безопасности
После распада СССР на территории Центральной Азии в рамках границ бывших союзных республик образовалось пять суверенных государств - Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. Ни одно из них независимо в таком виде никогда не существовало. Поэтому можно с уверенностью говорить о том, что Центральная Азия - это относительно недавно возникший международный регион, который еще не имеет четкой и внутренне непротиворечивой системы международных институтов и организаций, ведь на определение границ Центральной Азии по-своему влияет каждый из крупных международных акторов, находящихся вне региона (Россия, США, Китай, Индия, Иран, Турция, Пакистан). Таким образом, рассматриваемый регион - это зона пересечения интересов.
Одним из главных акторов в регионе является Российская Федерация. Несмотря на ее стремление воссоединить Центральную Азию вокруг своей власти и военной мощи, она также сталкивается с рядом проблем и угроз в этом регионе.
Первоочередной угрозой политике Российской Федерации в Центральной Азии является терроризм. Если талибы будут доминировать в Афганистане, то это станет первостепенной проблемой безопасности для России и Центрально-Азиатских политических режимов.
Второй проблемой являются опасения Российской Федерации и стран Центральной Азии, что сценарий «Арабской весны» 2011 г. материализуется в одном или нескольких государствах данного региона. Спустя двадцать лет после окончания эпохи коммунизма, по крайней мере, две страны из Центральной Азии мы можем справедливо охарактеризовать как «несостоявшиеся государства» - это Киргизия и Таджикистан. Прослеживается связь между социально-экономическими условиями в Египте и Тунисе с одной стороны, и странами Центральной Азии с другой.
Третьей угрозой, с которой столкнулась Москва, это то, что Центрально-Азиатские государства, имея за спиной двадцатилетний опыт независимости и определенные успехи в проведении многовекторной внешней политики, стараются придерживаться все более независимого внешнеполитического курса.
Существует и четвертая угроза, с которой столкнулась Российская Федерация. В своем стремлении быть бесспорным гарантом безопасности в Центральной Азии, Москва теперь должна выступать в качестве посредника в спорах между этими государствами и вынуждена ходить по тонкой грани, чтобы не ухудшить отношения с одной или другой страной.
Таким образом, Центральная Азия - это регион, который все еще пребывает в состоянии становления. Он уже имеет систему международных институтов и организаций, но она крайне противоречива. Это сказывается на очень высокой степени неопределенности во внешнеполитической ориентированности Центрально-Азиатских государств, в конкуренции интеграционных проектов, в противоречиях между региональными институтами и отсутствием эффективного сотрудничества в деятельности международных организаций. Государства Центральной Азии сталкиваются с многочисленными угрозами безопасности, как внутренними, так и внешними. Если Россию действительно интересует проблема безопасности в Центральной Азии, то ей необходимо изменить свою стратегию действий и способствовать адаптации региона к условиям современного мира, как в политическом, так и в экономическом отношении.
А. В. Савинов
Опубликовано 12.03.2020 22:31 | Просмотров: 522 | Блог » RSS |