27.06.2020 22:19

Роль и значение цены в предпринимательской деятельности

Роль и значение цены в предпринимательской деятельности

Рассматривается вопрос формирования цены как экономический категории, исследуется сущность и анализируется ее роль в предпринимательской деятельности. Также проведен анализ ценовой политики сети магазинов «Пятерочка».
Ключевые слова: цена, ценовая политика, рынок, ценовая стратегия.
В связи с переходом к рыночной экономике с ее более жесткими условиями в конкурентной среде - ценовая политика предприятия стала ключевым фактором в области продвижения товара на рынок. Правильное установление цены на товар способствует развитию предприятия, формированию его имиджа, появлению новых контактов с потребителями продукции.

Определение цены является одной из труднейших задач, стоящих перед любым предприятием. И именно цена предопределяет успехи предприятия - объемы продаж, доходы, получаемую прибыль. Очень важно назначить цену таким образом, чтобы она не оказалась слишком высокой или слишком низкой. Рынок диктует условия выживания. Поэтому правильно выбранная ценовая политика, грамотная тактика формирования цен, экономически выверенные методы ценообразования составляют основу успешной деятельности любого предприятия, независимо от форм собственности.

Актуальность данной темы заключается в том, что правильный выбор цены является залогом хорошего финансового состояния и устойчивости предприятия, успешной реализации тактического и стратегического планирования, к тому же ценовая деятельность динамична, поэтому требует теоретического изучения и рационального применения полученных знаний.

Согласно мнению отечественного ученого И. В. Алешиной, цена представляет собой денежное выражение объекта купли-продажи, т. е. товара или услуги. Цена - это экономическая категория, которая служит для измерения объема потраченного на производство материалов и сырья, затраченного времени и представляет собой косвенное отражение себестоимости товаров [1].

Цена играет главную роль в предпринимательской деятельности, а именно, выполняет ряд функций: учетная, стимулирующая, распределительная, функция сбалансирования спроса и предложения, функция цены как критерия рационального размещения производства. Учетная функция показывает, сколько затрачено труда, материала, сырья и т. д. [2]. Стимулирующая функция заключается в том, что цена поощрительно влияет на производство и использование разных типов товаров. С помощью цен можно дать стимул прогрессу в производстве, сэкономить на затратах, воздействовать на качество товаров, изменить составляющие части производства и потребления. Стимулирование осуществляется с помощью изменений в цене: надбавки, скидки и т. д. Распределительная функция цены связана с тем, что в цене возможно отклонение от стоимости под воздействием различных факторов рынка. Смысл распределительной функции заключается в том, что с помощью цен происходит распределение и перераспределение между разными формами собственности, экономическими отраслями, социальными группами и т. д., национального дохода. Функция сбалансирования спроса и предложения заключается в том, что цены осуществляют взаимозависимость между предложением и спросом, а также потребителем и производителем. Именно цена сообщает о появлении проблем в производственной сфере и требует их преодоления. Функция цены как критерия рационального размещения производства заключается в следующем. Уровень цен в разных отраслях экономики разнообразен, что обеспечивает перелив капитала [3].

Данное исследование было проведено на основе анализа ценовой политики сети магазинов «Пятерочка», а также их конкурентов («Магнит», «Высшая лига»). Сеть универсамов «Пятерочка» является наиболее распространенной в Ивановской области. Данный бренд появился в январе 1999 г. В 2007-2008 гг. сеть универсамов была признана наиболее популярной в России. Как и у любого другого магазина у «Пятерочки» имеется своя ценовая стратегия. Данная сеть супермаркетов применяет стратегию «низких цен». Эта стратегия может использоваться на любой фазе жизненного цикла. Наиболее эффективно ее применение при высокой эластичности по цене. Кроме того, она способствует увеличению доли рынка своего товара. Данный тип стратегии, как правило, используется в тех случаях, если с ростом объема продаж, затраты на единицу продукции уменьшаются [4].

Таким образом, можно сказать, что цена играет одну из главных ролей в предпринимательской деятельности. Выбор правильной цены обеспечивает успешное процветание фирмы на рынке. Проведенный анализ ценовой политики сети магазинов «Пятерочка» показал, что данная ценовая политика, способствует поддержанию выгодного положения фирмы. Следовательно, цены в данной сети сформированы целесообразно.

Список использованной литературы
1. Алешина И. В. Поведение потребителей: учебное пособие. М., 2009.
2. Ценообразование на предприятии. URL: http://www.aup.ru/ books/m203/8_2.htm (дата обращения: 22.09.2016).
3. Цены и ценообразование на предприятии. URL: http://knowledge.allbest.ru/economy/2c0b65635a3ad69a4c43a88421306d26_html (дата обращения: 22.09.2016).
4. Рябова О. Н. Торговое обслуживание покупателей - важнейшее направление деятельности предприятия розничной торговли // Наука, образование и культура: сборник научных статей. 2016. С. 88-92.

Ю. В. Кудрич

Роль и значение цены в предпринимательской деятельности

Опубликовано 27.06.2020 22:19 | Просмотров: 938 | Блог » RSS