25.01.2021 10:50

Реформы К.Д. Ушинского в Смольном институте благородных девиц в 1859-1862 гг. Часть 1

Реформы К.Д. Ушинского в Смольном институте благородных девиц в 1859-1862 гг. Часть 1

Константин Дмитриевич Ушинский выдающийся ученый, деятель просвещения, не только теоретик, но и практик в педагогике. Многие из его работ сохраняют актуальность по сей день. Он не только провозглашал новые педагогические теории, но и боролся за их осуществление.

Константин Дмитриевич родился 19 февраля (2 марта) 1823 г. в городе Туле [5: с. 7]. Детство его прошло в Новгороде-Северском Черниговской губернии, небольшом имении отца на нагорном берегу реки Десны. Получал домашнее образование под присмотром матери, и позднее был зачислен сразу в третий класс Новгород-Северской гимназии после сдачи вступительных экзаменов. При доме, с обширным двором, был огромный сад фруктовых деревьев, окаймлённый тенистыми липами и дубами. Позже в своих сочинениях К.Д. Ушинский отмечал большое воспитательное значение воздействия природы на ребёнка. По окончании гимназии К.Д. Ушинский поступил на юридический факультет Московского университета, который закончил в 1845г. в возрасте 21 года с золотой медалью и блестящей аттестацией, и уже через два года был утверждён в должности профессора камеральных наук в Ярославском лицее. В студенческой среде К.Д. Ушинский имел огромный успех, излагая материал доступно, живо и оригинально. С этого периода сохранились наброски его лекций, и речь, произнесённая им на торжественном заседании лицея «О камеральном образовании». Однако излишняя вольность во взглядах в конечном итоге привела к увольнению Константина Дмитриевича из Ярославского лицея, и только 1854г. он получает возможность заниматься преподавательской деятельностью. За время работы в должности инспектора классов в Гатчинском сиротском институте К.Д. Ушинский приобретает репутацию выдающегося теоретика и практика в области педагогики, что предопределило его назначение в Смольный институт благородных девиц.

К середине XKE. в Смольном институте сложилась ситуация острой необходимости проведения обширных преобразований. Идея о систематическом серьёзном образовании девушек, которая закладывалась в это учебное заведение Екатериной 11,утратила свое решающее значение, и обучение девушек проходило преимущественно под лозунгом воспитания лучшей жены и матери, в условиях тяжелейшего эмоционального давления и при отсутствии стабильного учебного процесса.

До реформы Смольный институт представлял аристократическое учебное заведение, находившееся под особым покровительством царствующих особ. Здесь установилась традиция отдавать первостепенное значение воспитанию девушек, а не науке как таковой. Все учебные программы были выстроены таким образом, чтобы дать девушкам знания, необходимые для повседневной жизни, ведения хозяйства, воспитания детей, и не шли дальше установленных норм. Особое значение уделялось творческому воспитанию детей: рисование, танцы, рукоделие, музыка, актёрское мастерство. Важное место в системе воспитания занимали иностранные языки и Закон Божий. Стоит отметить, что наука и ее преподавание находились под бдительным надзором: в классе во время занятий присутствовала классная дама и вела наблюдения с целью не допустить политического, научного свободомыслия и неодобрения заведённых в институте порядков [7: с. 78]. Много внимания уделялось знанию этикета, умению держаться в обществе, и знанию языков, в особенности французского [3: с. 61].

Первоначально институт был популярным, современным учреждением, с прогрессивными программами обучения, однако со временем усиливаются тенденции к консервации и замкнутости, которые приводят к отрыву программ обучения от реалий современной жизни. Отсутствие сообщения с внешним миром и крайняя замкнутость сложившегося общества ставили девушек в беспомощное положение неподготовленности к самостоятельной жизни.

В Смольном институте К.Д. Ушинский начал работать, уже в качестве опытного педагога, знакомого с ведущими педагогическими идеями. После вступления в должность К.Д. Ушинский провел обзорную экскурсию по всему институту, и на основе этого исследования разработал проект преобразования, который затрагивал обе «половины» Смольного. Проект был утвержден 28 февраля 1860 года. Ушинский стремился превратить отсталый, с бесформенной, расплывчатой программой кастовый институт в общеобразовательное среднее учебное заведение, соответствующее современным представлениям о воспитании и обучении [2: с.76].

Т. С. Хаустова
Продолжение следует

Реформы К.Д. Ушинского в Смольном институте благородных девиц в 1859-1862 гг. Часть 1

Опубликовано 25.01.2021 10:50 | Просмотров: 1511 | Блог » RSS