05.09.2019 21:37

Речевая культура учителя

Речевая культура учителя

Основное орудие учителя, инструмент, с помощью которого он учит и воспитывает детей, – слово, речь. И чем лучше владеет он этим инструментом, тем более результативно его воздействие на учащихся [2, с. 58].

Именно от того, как владеет родной речью учитель, зависит эффективность учебно-воспитательной работы педагога. Формирование речевого навыка учащихся является одной из ведущих задач в современных программах по русскому языку для начальной школы. А это обязывает учителя в совершенстве владеть литературным произношением.

Один из показателей речевой культуры человека – это соблюдение произносительных норм русского литературного языка. Именно в младшем школьном возрасте высокая языковая восприимчивость, большая склонность к подражанию требует от педагога постоянной и систематической работы над повышением речевой культуры.

Основы произносительной культуры закладываются в самом раннем детстве. Речевая культура родителей передается «по наследству» детям, и поэтому стоит задуматься о лежащей на учителе начальной школы ответственности и постараться изменить (если это нужно) и свою речь, и речь детей, и свое отношение к литературной норме родного языка.

Владение литературным языком позволяет человеку уверенно чувствовать себя в любой сфере жизни.

Литературный язык – это не язык литературы как вида искусства, а часть нашей национальной культуры. В условиях существования различных диалектов, жаргонов только литературный язык является универсальным, общепонятным, «цементирующим» образованием.

Для того, чтобы он мог выполнять свои функции (обеспечивать связь поколений и разных слоев населения), необходимо поддерживать его стабильность, неизменность.

Если бы наше общество не заботилось о сохранении и культивировании литературного языка, его нормы, мы сегодня были бы не в состоянии понимать произведения Пушкина, Толстого, Чехова, потому что язык изменился бы до неузнаваемости.

Зачастую наших детей окружает неблагоприятная речевая среда, учитель обязан вести работу по формированию произносительных норм русского литературного языка у младших школьников.

Владение литературным языком позволяет чувствовать себя уверенным в общении, что немаловажно для ранимой детской психики. Воспитание гармонично развитой личности невозможно без любви к родному языку, знания и понимания его правил, что особенно актуально сегодня, когда ведущим направлением работы школы стала гуманизация процесса обучения, введение ученика в мир общечеловеческих ценностей, приобщение его к истокам родной культуры.

«В условиях современной действительности, когда обесценено практически все, чем гордились предыдущие поколения, наш язык остается одной из немногих ценностей, которыми мы можем по праву гордиться.

Народ, создавший такой язык, несомненно, обладал необыкновенной наблюдательностью, тонкостью восприятия мира, глубиной понимания жизни. И все это интеллектуальное и духовное богатство, закрепленное в языке, станет достоянием любого, кто даст себе труд овладеть им в полной мере» [1, с. 28].

Без сомнения, остается тот факт, что произносительная культура учащихся определяется состоянием речи учителя начальных классов.

«Хорошей – богатой, правильной и красивой - речь бывает у тех, кто до школы и в младших классах школы воспитывался на хороших образцах речи» [3, с. 47].

Литература
1. Мельникова И. И. Развитие речи детей 7-10 лет. Ярославль: Академия развития, 2002. С. 144.
2. Приступа Г. Н. Как нужно говорить // Начальная школа. 1991. № 9. С. 58.
3. Федоренко Л. П. Принцип развития в обучении практическими методами // Русский язык в школе. 1978. № 9. С. 47.

О. В. Марченко, Н. А. Федосеева

Речевая культура учителя

Опубликовано 05.09.2019 21:37 | Просмотров: 74 | Блог » RSS


Рекомендуем: