22.09.2019 20:39

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста

Создание условий, которые способствовали бы формированию творческих способностей, является одним из важнейших факторов творческого развития детей. Анализируя работы известных авторов, можно выделить шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей.

Первым условием, способствующим успешному развитию творческих способностей можно по праву считать раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Далее это раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.

Вторым, но не менее важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, которая опережала бы развитие детей. Необходимо окружить ребенка заранее средой и системой отношений, стимулирующей его разнообразную творческую деятельность и развивающей в нем то, что в определенный момент наиболее эффективно развивается. Еще задолго до обучения чтению, например, ребенку нужно приобрести кубики с буквами, прикрепить на стену азбуку и во время игр и в повседневной жизни называть ребенку буквы. Это будет способствовать овладению чтением.

Третье условие вытекает из характера творческого процесса, требующего максимального напряжения сил, потому что способности будут успешно развиваться лишь в том случае, когда человек в своей деятельности будет добирается "до потолка" своих возможностей и будет постепенно поднимать этот потолок все выше и выше.

Четвертое условие успешного развития творческих способностей - предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, во временных границах занятий одним каким-либо делом. В таком случае желание ребенка, его интерес и эмоциональный подъём будут гарантировать то, что максимальное напряжение ума не будет приводить к переутомлению, и будет приносить ребенку только пользу.

Предоставление ребенку такой свободы предполагает доброжелательную, умную, ненавязчивую помощь взрослых, что и представляет собой пятое условие успешного развития творческих способностей.

Для творчества, в большинстве случаев, необходима комфортная психологическая обстановка и наличие свободного времени, из этого следует шестое условие успешного развития творческих способностей - приятная атмосфера в семье, подразумевающая тепло и доброжелательность, и в детском коллективе.

Универсальные творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. В основе креативных способностей человека лежат процессы мышления и воображения.

Поэтому основными направлениями развития творческих способностей в дошкольном возрасте являются [1]:
1. Развитие продуктивного творческого воображения, которое характеризуется такими качествами как богатство продуцируемых образов и направленность.
2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность; такими качествами являются ассоциативность, диалектичность и системность мышления.

Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их именно в дошкольном детстве.

Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Данными условиями являются[2]:
1. Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей.
2. Создание обстановки, опережающей развитие ребенка.
3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до "потолка " своих возможностей.
4. Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одни делом и т.д.
5. Умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.
6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.

Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

Литература
1. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей: популяр. пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Гринго, 1996. - 192 с.
2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб: Союз, 1997. - 96 с.

Елкина Наталья Викторовна

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста

Опубликовано 22.09.2019 20:39 | Просмотров: 595 | Блог » RSS