23.11.2019 16:21

Развитие прочности лексических навыков при обучении иностранному языку на старшей ступени

Развитие прочности лексических навыков при обучении иностранному языку на старшей ступени

Иностранный язык сегодня изучает огромное множество людей: кому-то необходимо иметь возможность общаться с партнерами и вести деловые переговоры, для других актуально обучение за рубежом, другие хотят путешествовать и чувствовать себя свободно в любой стране.

Каждый, кто изучает иностранный язык, должен в первую очередь овладеть его лексической стороной, т. е. словарным запасом, необходимым для общения в устной и письменной формах.

Лексика - это важнейший компонент речевой деятельности. Это определяет ее важное место на каждом уроке иностранного языка. Формирование и совершенствование лексических навыков должно постоянно находиться в поле зрения учителя.

Для того, чтобы обеспечить успешное овладение продуктивными и рецептивными видами речевой деятельности важно сформировать прочные лексические навыки.

Лексический навык - это автоматизированное действие по выбору лексической единицы адекватно замыслу и ее правильному сочетанию с другими единицами в продуктивной речи и автоматизированное восприятие, и ассоциирование со значением в рецептивной речи.

Лексические навыки подразделяют на рецептивные (узнавание и понимание лексических явлений при восприятии на слух или при чтении) и продуктивные (интуитивно правильное словоупотребление и словообразование в устной и письменной речи).

Лексический навык характеризуется автоматизированностью (достаточная скорость выполнения действия); способностью к деавтоматизации (частичная или полная утрата навыка); гибкостью (возможность функционирования навыка в новых ситуациях общения); сознательностью (способность к самоконтролю и само- коррекции); устойчивостью (прочность); интерферирующим влиянием системы родного языка (воздействие со стороны навыков родного языка).

Одна из главных целей учителя - формирование и совершенствование иноязычных лексических навыков у учащихся. Они должны постоянно ощущать напряженность коммуникативной задачи, что слова им нужны для выражения мыслей и их распознавания.

На уроках учащиеся должны усвоить значение и формы лексических единиц и уметь их использовать при общении. Для успешного формирования словарного запаса учителю необходимо соблюдать принципы обучения иноязычной лексике (принцип рационального ограничения словарного минимума; принцип направленного предъявления лексических единиц в учебном процессе; принцип учета языковых свойств лексических единиц: принцип учета дидактико-психологических особенностей обучения; принцип единства обучения лексике и речевой деятельности).

К основным условиям формирования лексических навыков относят многократное и регулярное повторение в упражнениях, наличие речевой ситуации и речевой задачи, осознанность, связь значения и формы, поэтапность овладения, наличие одной трудности для учащихся в упражнениях.

Прочность иноязычных лексических навыков зависит от введения лексических единиц, их первичной тренировки и последующего использования.

Выделяют три этапа формирования лексических навыков:
1) ориентировочно-подготовительный этап (ознакомление с новым словом (на старшем этапе - толкование на иностранном языке, с помощью синонимов/антонимов, перевод), выполнение первичных речевых и языковых операций);
2) стереотипизирующе- ситуативный этап (автоматизация постоянных компонентов речевого действия в тождественных и аналогичных ситуациях); варьирующе-ситуативный этап (последующая автоматизация речевых операций, формирование гибкости навыка).

Для прочности необходимо как минимум четыре повторения: сразу после запоминания, потом через 20-30 минут, через день, через две-три недели.

Прочность сформированности лексического навыка зависит от учителя. Помимо заданий в учебниках важно использовать дополнительные задания на тренировку лексики.

В качестве рекомендаций для учителя иностранного языка можно порекомендовать избегать требования от учащихся бездумного заучивания списка иностранных слов и постоянного их перевода на родной язык; для запоминания и сохранения в памяти новой лексики использовать всевозможные методы (метод ассоциаций, метод связок, метод мест и т. п.); вовлекать в процесс обучения все органы чувств (речемоторные и речедвигательные); использовать эмоциональный компонент (учащиеся должны ассоциировать иностранную лексику со своими переживаниями, эмоциями и мыслями); обучать учащихся использованию самостоятельных стратегий и техники запоминания.

Работа над развитием лексических навыков на старшем этапе во многом зависит от того метода преподавания, который использует учитель на уроке. Приведенные принципы и методические рекомендации по развитию лексических навыков на старшей ступени смогут помочь учителю грамотно, последовательно организовать обучение лексической стороне речи, а учащимся - овладеть ею качественно.

Ю. А. Анхимова

Развитие прочности лексических навыков при обучении иностранному языку на старшей ступени

Опубликовано 23.11.2019 16:21 | Просмотров: 437 | Блог » RSS