10.12.2021 21:14

Программы доступного туризма в системе реабилитации детей со сложной структурой дефекта, пользующихся инвалидной коляской

Программы доступного туризма в системе реабилитации детей со сложной структурой дефекта, пользующихся инвалидной коляской

Аннотация. Программы доступного туризма для детей с ограниченными возможностями здоровья, использующих инвалидную коляску, обладают значительным реабилитационным потенциалом, однако требуют учета психофизических особенностей контингента и соблюдения ряда условий по организации и проведению туристских программ, которые обеспечивают повышение качества жизни этой категории.

Ключевые слова: доступный туризм, дети-инвалиды, качество жизни.

Доступный туризм для детей с ограниченными возможностями здоровья
является действенным средством социальной адаптации и интеграции. Этот вид рекреативной деятельности характеризуется прикладностью решаемых задач, выраженным оздоровительным эффектом, основанным на использовании факторов окружающей среды, а также повышенными требованиями к коммуникативным способностям индивидуума для обеспечения слаженного взаимодействия с другими участниками рекреативной программы.

Особенности физических и психолого-педагогических кондиций детей со сложной формой дефекта, пользующихся инвалидной коляской, определяют своеобразие подходов к их включению в туристские программы.

Для данного контингента характерны выраженные расстройства функции удержания позы, опоры и передвижения, а также значительное снижение функциональных возможностей организма, что обусловлено недостаточностью сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Пристального внимания при планировании гигиенических условий для детей, пользующихся инвалидной коляской, заслуживают нарушения гемодинамики, выражающиеся в опасности переохлаждения нижних конечностей и организма в целом, и, особенно, часто встречающиеся нарушения тазовых функций. В связи с особенностями данной нозологической группы, связанными с состоянием желудочно-кишечного тракта, также следует рассматривать вопрос щадящего питания для детей во время туристских мероприятий.

Кроме двигательных и соматических нарушений у детей со сложной формой дефекта, пользующихся инвалидной коляской, отмечаются психолого-педагогические особенности, которые могут быть связаны как с первичным поражением мозга, так и с фактором социальной депривации. Это выражается в повышенной утомляемости, эмоциональной лабильности, слабости внутренней мотивации. Большая роль в отклонениях в психическом состоянии детей со сложной структурой дефекта принадлежит двигательным и сенсорным нарушениям. Определённая роль в утяжелении указанных нарушений принадлежит социальным факторам, в частности, гиперопеке. В результате может произойти снижение мотивационной основы психической деятельности. В этих случаях дети становятся вялые, заторможенные. Они малоактивны при выполнении любых видов деятельности, с трудом начинают выполнять задания, двигаться, говорить.

Вышеназванные особенности свидетельствуют о необходимости серьезной систематической подготовительной работы, призванной обеспечить мягкое и эффективное включение детей со сложной формой дефекта, использующих инвалидную коляску, в туристские программы.

Основными задачами подготовительного этапа будут являться:
1. Восстановление функциональных возможностей мышц туловища и опороспособности позвоночного столба. Способность мускулатуры поддерживать туловище в вертикальном положении избавляет ребенка от необходимости использовать руки для опоры, тем самым, освобождая их для выполнения необходимых в туристской деятельности манипуляций. Восстановление функции мышц туловища также позволяет ребенку почувствовать себя увереннее и самостоятельнее благодаря значительному расширению двигательных возможностей, способствует процессу овладения инвалидной коляской и улучшению функционального состояния организма в целом. Решение данной задачи многократно увеличивает способности к передвижению.
2. Формирование навыков самообслуживания и предметной манипуляции. Туристская деятельность предъявляет серьезные требования по освоению навыков самообслуживания и предметной манипуляции, тем самым, оказывая содействие социальной адаптации детей, использующих инвалидную коляску. Решение данной задачи на подготовительном этапе будет способствовать переоценке ребенком с ограниченными возможностями в процессе туристских мероприятий уровня своих потенциальных возможностей и границ активной жизнедеятельности. Практическая подготовленность детей с ограниченными возможностями формирует повышенный уровень мобилизации, а также готовность к борьбе с возникающими трудностями и их преодолению.
3. Развитие коммуникативных способностей и навыков командного взаимодействия позволяет компенсировать негативные факторы социальной депривации, повысить эмоциональный фон, преодолеть имеющиеся сложности в установлении новых отношений, успешно перенимать положительный социальный опыт сверстников. Одновременно возникают предпосылки продуктивно-конкурентных взаимоотношений, признания в коллективе.

Для детей со сложной структурой дефекта, пользующихся инвалидной коляской, наиболее доступны два вида туристской деятельности – ближний туризм и кемп-программы.

Ближний туризм для детей-инвалидов со сложной структурой дефекта, по сути своей, представляет прогулку до ближайшего парка, так как ребенок-колясочник значительно ограничен в возможности передвижения и во времени пребывания на природе.

Туристские лагеря или кемп-программы доступны всем детям с ограниченными возможностями, которым можно выезжать из города. Их привлекательность определяют следующие факторы:
– относительная простота организации и сравнительно невысокие требования к уровню исходной туристской подготовки и материального обеспечения участников;
– низкая себестоимость, доступность для малоимущих семей;
– возможность отдыха людей с ограниченными возможностями здоровья вместе с семьями;
– незначительные психофизические нагрузки и высокая эффективность в решении оздоровительных и реабилитационных задач;
– развитие своих способностей и удовлетворение своих потребностей, выбранных на данный период, а может быть и на всю оставшуюся жизнь;
– коллективная деятельность группы людей, объединенных общими целями, самоутверждение, определение своей жизненной позиции и избавление от многих ложных представлений.

Работу лагеря надо построить так, чтобы туристам с ограниченными возможностями программа его деятельности была посильна и интересна, а также учитывала специфику состояния здоровья, уровень возможностей, мировоззрение, интересы участников и обеспечивающую их взаимную интеграцию. Нужна и интересная программа организации досуга, в которой кроме спортивных мероприятий рекомендуется предусматривать коррекционные и реабилитационные и оздоровительные программы.

Участие детей со сложной структурой дефекта в туристских программах способствует улучшению адаптивных возможностей и социально-бытовой ориентации в повседневной жизни, повышению самооценки и уровня притязаний, формирования более терпимого отношения к своему дефекту, тем самым эффективно повышая качество жизни, оценка которого проводилась нами в ходе педагогического эксперимента, в котором участвовали 20 человек детей с поражениями опорно-двигательного аппарата, пользующиеся инвалидной коляской, в возрасте 12-14 лет.

Изменения в показателях оценки по показателю Качества Жизни достоверно возросли за анализируемый период во всех исследуемых группах: в ЭГ на 0,4 балла (р <0,05). В КГ достоверных изменений по показателю ОКЖ не произошло (рис. 1).

Рисунок 1. Динамика результатов оценки психоэмоционального состояния по опроснику «Качество жизни».

Необходимость серьезного подготовительного этапа для детей со сложной структурой дефекта, пользующихся инвалидной коляской, обусловлена их психофизиологическими и педагогическими особенностями, а также влиянием основного дефекта на процесс формирования фонда прикладных двигательных умений и навыков, определяющих доступность окружающей среды для ребенка-колясочника и количество социальных барьеров, препятствующих осуществлению интеграции в общество.

Доступный туризм для детей с ограниченными возможностями здоровья характеризуется прикладностью решаемых задач, выраженным оздоровительным эффектом, основанным на использовании факторов окружающей среды, а также повышенными требованиями к коммуникативным способностям индивидуума для обеспечения слаженного взаимодействия с другими участниками рекреативной программы, что делает его действенным средством социальной адаптации и интеграции детей со сложной структурой дефекта.

Литература
1. Рубцова Н.О. Туристская деятельность лиц с отклонениями в состоянии здоровья / Н.О. Рубцова, В.Н. Латчук, В.а. Ильин, А.А. Карпушкин. – Пенза: изд-во Пенз. гос. ун-та, 2013. – 252 с.
2. Рубцова Н. О. Организация адаптивной двигательной рекреации средствами туризма / Н.О. Рубцова, В.Н.Латчук, А.В. Рубцов. – Москва., Уч. центр Москомспорта, 2011. – 111 с.

PROGRAMS OF AVAILABLE TOURISM IN SYSTEM OF REHABILITATION OF THE CHILDREN WITH COMPLEX STRUCTURE OF DEFECT USING THE WHEELCHAIR
Abstract. Programs of available tourism for the children with limited opportunities of health using a wheelchair have considerable rehabilitation potential, however demand the accounting of psychophysical features of the contingent and observance of a number of conditions on the organization and carrying out tourist programs which provide improvement of quality of life of this category.
Key words: available tourism, disabled children, life quality.

Рубцова Н.О. кандидат педагогических наук, профессор,
Рубцов А.В. кандидат педагогических наук,
ФГБОУ ВО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)»

Программы доступного туризма в системе реабилитации детей со сложной структурой дефекта, пользующихся инвалидной коляской

Опубликовано 10.12.2021 21:14 | Просмотров: 234 | Блог » RSS