26.06.2020 10:01

Проблемы и перспективы развития машиностроительного комплекса на примере эксковаторостроения

Проблемы и перспективы развития машиностроительного комплекса на примере эксковаторостроения

Определено понятие конкурентоспособности и ее применение к экскаваторной продукции. Выделены основные проблемы: недостаточный объем спроса, недоверие потребителей к отечественной продукции, низкое сервисное обслуживание и т. д., а также пути их решения.
Ключевые слова: конкурентоспособность, машиностроение, проблема, продукция, производство, промышленность, спрос, экскаватор.

Машиностроение - одна из центральных отраслей экономики любого государства, а точнее сказать - это комплекс отраслей тяжелой промышленности. От уровня развития машиностроения зависит уровень ВВП, его материалоемкость и энергоемкость. Кроме того, развитие машиностроения влияет на повышение производительности труда и эффективность работы практически всей экономики. Наряду с другими отраслямимашиностроение является основой мощи и обороноспособности государства [1].

Основные причины утраты машиностроительным комплексом своего устойчивого положения в экономике страны кроются в снижении экономического потенциала России в целом и замедлении темпов научно-технического прогресса и инновационного развития промышленного производства [3].

Рынок экскаваторов в России сохраняет национальный статус, колорит и внутреннего потребителя. Да и на мировом рынке экскаваторной техники российские производители вполне заметны со своими 12 % по совокупным показателям. Россия как одна из ведущих мировых держав-поставщиков сырьевых ресурсов является и крупным потребителем экскаваторов [5].

Условия эксплуатации экскаваторов - экстремальные, нагрузки - предельные, ремонтная база - отдалена, потери потребителя от простоя - значительные, так как в конвейере с экскаватором всегда работает транспорт и другая техника.

Из этого следуют основные требования рынка к продукции и поставщику экскаваторов: надежность, производительность, обеспечение сервисом на весь срок жизни экскаватора [7].

Можно сформулировать следующие основные проблемы:
- машиностроение России слабо ориентировано на потребителя. Подавляющая часть продукции, производимой в восточных районах, вывозится в европейскую часть страны;
- недостаточный объем спроса на машиностроительную продукцию, а также повышение требований к показателям качества, таким как производительность, энергоемкость, надежность, габариты, вес и прочие;
- в условиях кризиса перед компаниями встала проблема увеличения спроса на б/у технику;
- отсутствие кредитных средств и неплатежеспособность потребителей;
- низкое сервисное обслуживание;
- на начало 2016 года на многих предприятиях скопилось сравнительно большое количество нереализованной техники;
- уменьшение инвестиционного спроса, что стало прямым следствием сокращения инвестиций в основной капитал: в 2015 году они просели на 8,4 %;
- отмечается снижение объемов строительства: в 2015 году объем работ по виду деятельности «Строительство» сократился на 7 %, что прямым образом влияет на спрос экскаваторной техники [6];
- недоверие потребителей к российской продукции. Отечественные экскаваторы стали выбором тех, кто, прежде всего, нацелен на экономию. Но выгодная цена довольно часто «компенсируется» несоответствием по качеству и надежности. Более того, сэкономив на покупке, приходится потратить дополнительные средства на обслуживании. Однако стоимость запасных частей и комплектующих, конечно, отличается от брендовой продукции, но не на столько, чтобы нужно было стремиться поддерживать исключительно отечественного производителя [8];
- недостаточная конкурентоспособность российской техни¬ки и оборудования для машиностроительного комплекса, которым противостоят крупнейшие мировые фирмы. Доля продукции отечественных предприятий до 2013 составляет около 12 %, а в условиях нынешнего кризиса сократилась на 3,7 % [6].

Конкурентоспособность складывается из совокупности характеристик. Для сложнотехнических изделий определяющим является качество, в то время как цена является ограничивающим фактором. Оценка потребительских качеств экскаваторов в порядке важности для клиентов выглядит следующим образом: качество продукции, сервис и запчасти, уровень цен, продуктовый ряд, технологический уровень, сеть дистрибуции.

Преимуществом отечественных производителей строительной техники традиционно считается привлекательная цена и доступность запасных частей и комплектующих. Достоинствами зарубежных производителей является продуктовая линейка, технологический уровень и высокое качество.

Практически все экскаваторы, собираемые в России, имеют одно слабое место - основу. Как известно, ею выступают многофункциональные колесные трактора. Они характеризуются неплохим тяговым усилием. Но этого катастрофически недостаточно для техники, которая эксплуатируется порой в самых экстремальных условиях [8].

Особого внимания заслуживает сфера технического сервиса. Зарубежные специалисты давно признали тот факт, что для успешной реализации техники, необходимо обеспечивать машины обслуживанием, а также вкладывать средства в обучение потребителей. Обычно сервисные услуги предоставляют дилеры, ремонтные предприятия и в редких случаях фирменные технические центры. Однако в России подобная инфраструктура ещё недостаточно развита, а изготовители не всегда придают ей должное значение. Между тем, очевидно, что потребитель предпочтёт приобрести удобную в обслуживании, приспособленную к реальным условиям работы технику, которую легко ремонтировать [2].

В решении задач повышения конкурентоспособности продукции можно пойти по пути освоения новых рынков сбыта. Новые рынки сбыта решающим образом могут изменить конкурентоспособность товара и рентабельность сбытовой деятельности. Понятно, что внедряя товар на новый рынок, можно продлить жизненный цикл товара. Переход на новые рынки сбыта позволяет снизить зависимость от сезонных колебаний, способствуя успешной реализации товара. В качестве возможных целевых рынков можно выделить: страны СНГ и страны Балтии, Средний Восток, Северная Африка, Восточная Европа. Для отечественной продукции возможна работа в сегменте приемлемая цена/приемлемый уровень качества. При расширении географии продаж также необходимо решить задачу обеспечения высококвалифицированными работниками ремонтных и обслуживающих организаций. Однако уровень транспортных расходов и расходов на сервисное сопровождение, повышая конечную стоимость техники, приведёт к снижению конкурентного преимущества относительно местных производителей

В конечном счете что бы ситуация изменилась к лучшему необходимы два условия. Во-первых, необходимо совершенствовать соответствующие сегменты финансового рынка - страхование, кредитование, лизинговые программы. Во-вторых, навести порядок на рынке аренды спецтехники. Только при выполнении обоих условий можно говорить о возможности продвижения на рынок аппаратов нового поколения. Правда, иностранных производителей. Российским компаниям нужно задумываться о модернизации. Меры государственной поддержки отрасли пока сводятся к сокращению использования бюджетных средств на закупку импортной техники и субсидированию кредитов по линии Минпромторга. Ожидается, что данная тенденция приведет к увеличению объемов производства экскаваторов в 2018 году относительно уровня 2015 года на 3,8 %. Такой рост также обуславливается реализация в 2016-2018 годах инвестиционных проектов в дорожном, коммерческом и жилищном строительстве [4].

Таким образом, можно сделать вывод, что в современных условиях для отечественных предприятий важен высокий уровень конкурентоспособности. Чтобы обеспечить отечественной продукции возможность конкурировать с зарубежными товарами-аналогами, необходимо развивать ряд направлений: улучшать качество, развивать сервисное обслуживание, стремиться к освоению новых рынков сбыта, устранять пробелы в типоразмерных рядах российских предприятий.

Список использованной литературы
1. Алексантрова О. Б., Гаршина О. П. Экономика отрасли (машиностроение): учеб. пособие. Сызрань, 2011. 148 с.
2. Алексунин В. А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: учебник. М., 2009.
3. Глушковой В. Г. Региональная экономика: учебник для академического бакалавриата / под ред. Е. Л. Плисецкого, В. Г. Глушковой. М.: Издательство Юрайт, 2014. 583 с.
4. Минэкономразвития России. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2016-2018 годы.
5. Чешев А. С. Тематическое приложение к газете «Коммерсантъ» («Машиностроение»). 2014. 25 нояб. № 213.
6. Янукович Ф. К. Маркетинговое исследование. Рынок экскаваторов. Отчет консалтинговой фирмы IndexBox.
7. http://exkavator.ru (дата обращения: 15.05.2016).
8. http://vsepogruzchiki.ru/ (дата обращения: 16.05.2016).

Кузьмичева В. В.

Проблемы и перспективы развития машиностроительного комплекса на примере эксковаторостроения

Опубликовано 26.06.2020 10:01 | Просмотров: 606 | Блог » RSS