28.06.2019 22:46

Проблематика, тенденции и будущие пути развития малой и крупной скульптурной пластики в городской среде. Часть 2

Проблематика, тенденции и будущие пути развития малой и крупной скульптурной пластики в городской среде. Часть 2

Памятники истории культуры, представленные монументальной скульптурой города Челябинска, продолжают свою жизнь в современности. Скульптура в урбанизированном ландшафте должна оказывать благотворное, гуманистическое воздействие на духовный мир человека. «В этом смысле ценности прогрессивной культуры всегда в строю, они не превращаются в архаизм, а включаются в современную жизнь. Культура своими корнями уходит в глубь веков, её достижения являются в известном смысле стартовой площадкой для развития современности» [6, с. 35]. Скульптура является своеобразным «текстом», запечатлевающим историческое, эстетическое и культурное своеобразие общества. Этому «тексту» свойственна высокая степень обобщенности и образности, эстетических особенностей и всеобщей доступности. Однако этот текст не статичен, он событиен и рождает новые практики.

Сегодня условия жизни людей, которые предоставляют современные жилые образования, не являются удовлетворительными. Научно-техническая революция, промышленность, постоянное развитие технологий, казалось бы, должны обеспечивать и придавать индустриальному жилищному строительству налет цивилизации, но на деле оборачиваются трагедией для индивидуума, что выражается в отсутствии внимания к окружению, потерей в нем духовности, художественного разнообразия, эстетической целостности и гармонии, необходимых человеку. В реалиях массовой строительной практики нашей страны происходит процесс, обесценивающий качество городского пространства [2, с. 108].

Одна из главных причин сложившейся ситуации - это отсутствие в новых жилых районах связи архитектуры с изобразительным искусством. Именно искусство эстетизирует окружение и жизнь человека, подталкивает его к мышлению и поддерживает в нем чувство принадлежности к культурной и духовной сфере нашего социума, к той наиважнейшей сфере, которая постепенно сходит на нет. «Из эстетической сферы духовной насыщенности города уходят такие понятия, как декоративность, символическое обобщение, метафорические представления, утрачиваются культурные ориентации, столь характерные для старого города» [1, с. 23].

Наше время показало, что в урбанизированном, насыщенном техникой мире роль искусства не уменьшается, а возрастает. Поэтому, когда художник создает композицию, исходя из задач окружения, вписывает её в архитектурную реальность, подчиняет ритмы и пластическую структуру монументальной скульптуры природному или архитектурному ландшафту, продумывает функцию рельефа или объёмной скульптуры, то он решает не только свои профессиональные задачи, но и выполняет общественную миссию - гуманизирует окружающий нас мир [4, с. 185]. Перед художником, работающим над эстетической организацией среды, стоят огромные по своей значимости задачи.

Работа художника, участвующего в формировании городской среды, определяется двумя основными факторами. Первый - это пластическая специфика, эмоционально выразительные особенности определенного вида искусства (монументальной скульптуры), но сами по себе средства художественной выразительности не гарантируют включенности искусства в конкретную жизненную среду. Из этого вытекает второй фактор - необходимость выявить внутри этого вида темпоральные начала, найти такую образно-композиционную структуру, которая обеспечивала слияние монументальной скульптуры, архитектуры и реального окружения. К примеру, художник-монументалист не просто ищет динамику и целостность в композиции, а определенную форму образного строя [3, с. 189]. Одновременно он заботится о том, чтобы создать скульптурную композицию. Исходя из задач окружения, вписать её в среду, подчинить её ритмы и пластику архитектурному ландшафту. И тут вступают в силу задачи расширяющие пределы этого вида искусства, здесь начинается мир средовых отношений, который развивается по своим законам, в частности по законам пространства, пропорций и масштабности [5].

При таком подходе к проблеме следует, что при исследовании культурных функций монументальной скульптуры нельзя ограничиваться локальной задачей. Предполагается исследование взаимодействия не только с существующим архитектурным фоном, но и с современными тенденциями дизайна среды, а также и с самим человеком. Подобный анализ роли искусства в формировании среды современного города, его культурного фона - сложная и по существу новая задача современной научно-исследовательской и техническо-творческой работы, направленной на решение эстетических и культурных проблем нашего социума.

Литература
1. Азизян, И. Памятники вечной славы / И. Азизян, И. Иванова. - Москва: Стройиздат, 1996. - 352 с.
2. Иконников, А. Одушевленная среда / А. Иконников. - Москва: Совет. художник, 1980. - 198 с.
3. Ладур, М. Ф. Искусство для миллионов. Заметки художника / М. Ф. Ладур. - Москва: Совет. художник, 1983. - 189 с.
4. Шедевры мировой архитектуры. - Москва: Аванта+, 2007. - 184 с.
5. Шорохов, Е. В. Композиция / Е. В. Шорохов. - Москва: Просвящение, 1986. 249 с.
6. Бычков, В. В. Эстетика / В. В. Бычков. - Москва: Гардарики, 2005 - 555с.

Старцев И. А.

Проблематика, тенденции и будущие пути развития малой и крупной скульптурной пластики в городской среде. Часть 2

Опубликовано 28.06.2019 22:46 | Просмотров: 532 | Блог » RSS