05.07.2019 14:00

Проблема анализа процесса художественного творчества Часть 2

Проблема анализа процесса художественного творчества Часть 2

В большинстве работ, связанных с анализом произведения искусства в категориях «форма-содержание» данное обстоятельство - разделение авторской (творческой) и зрительской (воспринимающей) позиции в отношении произведения искусства - не проводится с должным образом. Неучтённым оказывается важнейший аспект феномена художественного творчества: необходимость анализа произведения искусства как бы с двух разных сторон. Вероятно, исследователей сбивает с толку «принцип единства формы и содержания». «Содержание есть не что иное, как переход формы в содержание, а форма есть не что иное, как переход содержания в форму» [5]. В результате чего в процессе исследования произведения искусства исследователями оказываются соединены воедино две разные ипостаси произведения искусства: процесс его художественного творчества и его бытие. Согласно данному принципу форма художественного произведения должна быть органически связана с содержанием и определяться им, а содержание должно проявляться лишь в определённой форме. Соответственно, под содержанием понимается нечто «авторское», а под формой - способ его передачи зрителю. «Содержание - это всё то, что автор взял как готовое, что существовало до рассказа и может существовать вне и независимо от него» [2, с.104]. «Действительность познания и эстетического поступка, входящую в своей опознанности и оцененности в эстетический объект и подвергающуюся здесь конкретному интуитивному объединению, индивидуации, конкретизации, изоляции и завершению, т.е. всестороннему художественному оформлению с помощью материала, называем содержанием эстетического объекта» [1, с. 84].

При таком понимании процесс творчества характеризуется противопоставлением содержания и формы, их взаимного, обоюдного становления, а законченное произведение характеризуется их неразрывным, находящимся в гармонии единством. Но ситуация выглядит так только потому, что категории форма и содержание больше пригодны для анализа уже готового произведения искусства со стороны зрительского восприятия.

Если мы посмотрим на тот же процесс творчества и готовое произведение искусства со стороны автора-творца, то ситуация предстанет нам в совершенно ином свете. В данном случае содержание (как всё то, что автор взял от объективной действительности и подверг оценочной обработке), существует в гармонии и единстве с формой в виде авторского замысла, в момент творчества. А в готовом произведении авторское содержание (как всё то, что автор взял от объективной действительности и подверг оценочной обработке) находится в очень непонятной связи с готовой формой произведения.

Таким образом, можно констатировать, что категории форма и содержание являются совершенно непригодными для анализа процесса художественного творчества, так как анализ готового произведения в категориях «форма-содержание» вряд ли способен пролить свет на сам процесс художественного творчества. Дело в том, что разбор готового произведения на его «форму» и «содержание», анализ с точки зрения зрительского восприятия (воздействия на зрителя) даёт нам возможность последующего конструирования нового произведения на основе полученных результатов. Однако, это не имеет ничего общего с самим творческим процессом, если мы будем рассматривать его с позиции автора-творца.

Литература
1. Бахтин, М. М. Вопросы литературы и эстетики [Текст] / М. М. Бахтин. - Москва: Худож. лит., 1975. - 237 с.
2. Выготский, Л. С. Психология искусства [Текст] / Л. С. Выготский. - Москва: Искусство, 1986. - 287 с.
3. Карцева, Г. А. Содержание и форма в онтологии искусства [Текст] / Г. А. Карцева // Социальноэкономические явления и процессы. - 2011. - № 11. - С. 363-368.
4. Карцева, Г. А. Содержание и форма произведения искусства [Текст] / Г. А. Карцева // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. - 2013. - № 1. - С. 205-209.
5. Гегель, Г. В. Ф. Сочинения [Электронный ресурс] В 14 т. / Г. В. Ф. Гегель // Москва, Ленинград: Гос. изд-во полит. лит., 1929. - 473 с. // Платонанет: [сайт]. - URL: https://platona.net/load/knigi_po_ filosofii/istorija_nemeckaja_klassicheskaja/gegel_sochinenija_v_14_tomakh/12-1-0-733. - Проверено: 02.03.2019.

Крысанков Т. Г.

Проблема анализа процесса художественного творчества Часть 2

Опубликовано 05.07.2019 14:00 | Просмотров: 445 | Блог » RSS