05.07.2019 14:10

Проблема анализа процесса художественного творчества Часть 1

Проблема анализа процесса художественного творчества Часть 1

Проблема определения природы художественного творчества - одна из центральных проблем наук об искусстве. К ее исследованию всегда было приковано пристальное внимание учёных. К настоящему времени имеется большое количество работ, посвященных, с одной стороны, анализу конкретных произведений искусства, исследованию мировоззрения отдельных авторов и описанию особенностей какого-либо художественного направления в целом. С другой стороны, проблемным вопросам художественного творчества посвящен ряд исследований общефилософского и общепсихологического характера, в которых затрагиваются вопросы исследования творчества как самостоятельного феномена, анализа социальных аспектов творчества, выявления психологических особенностей творческой личности, рассмотрения особенностей коммуникации в процессе восприятия художественного произведения и др. К исследованию природы художественного творчества исследователи подходят с двух позиций: выводят её из анализа конкретных примеров - продуктов художественного творчества или формируют её из предельно общих умозрительных суждений, обращаясь к таким феноменам как творчество, личность, коммуникация и др. Первый способ позволяет исследовать феномен художественного творчества (и всё что с ним соотносится) словно бы изнутри, из уже готовых продуктов художественной деятельности. При помощи второго способа исследователи подходят к анализу занимающего их вопроса словно бы с внешней стороны, рассматривая предпосылки и возможные причины существования такого явления как художественное творчество.

Нисколько не ставя под сомнение ценность и значимость работ подобного рода (среди многообразия исследований есть работы известных и уважаемых авторов), необходимо всё же определить, какие из существующих теоретических наработок могут быть с пользой применены для анализа процесса художественного творчества, а какие абсолютно не подходят для этой цели, хотя, возможно, и являются весьма продуктивными при решении некоторых других проблем. Несмотря на большое разнообразие онтологических учений, описывающих упорядоченность бытия (от учения о гармонии у пифагорейцев или идей мирового порядка стоиков до концепта «ризомы» Ж. Делеза, Ф. Гваттари или понятия неравновесных систем в синергетике) «в анализе произведения искусства едва ли не первое место занимает рассмотрение его содержания и формы» [4, с. 205]. Анализу произведений искусства в данных категориях посвящены работы М. М. Бахтина, Л. С. Выготского, В. В. Кандинского и других отечественных и зарубежных авторов.

Причина популярности категорий «форма» и «содержание» в их применении к анализу произведения искусства состоит, повидимому, в следующем. Во-первых, особый чувственноматериальный статус объекта исследования. «Оно, будучи всегда материальным (ноты, книги, скульптура, картины, сценарий и т. д.), занимает двойственное положение, являясь, с одной стороны, результатом художественного творчества, с другой - объектом эстетического восприятия» [3, с. 363]. Во-вторых, художественное произведение - «это физический объект-носитель, с помощью которого осуществляется художественная коммуникация» [3, с. 363]. В-третьих, произведение искусства, являясь продуктом целенаправленной деятельности человека, является в то же время природным объектом. Объединив эти три положения и соотнеся их с процессом художественного творчества, можно констатировать следующее. Сам процесс предполагает производство объектов особого рода, обладающих чувственно-материальным статусом с возможностью коммуникации между автором (творцом) и воспринимающим и неизбежно включающих в себя эстетическое, ценностное восприятие.

Необходимость эстетического восприятия произведения искусства накладывает отпечаток и на процесс коммуникации между творцом и воспринимающим. Ценности не являются чем-то внутренне присущим тем или иным объектам, они всегда привносятся человеком. А поскольку в произведении искусства человек неизбежно присутствует с нескольких сторон (как минимум с двух), то и ценности в данном случае могут привноситься с нескольких сторон. Как минимум, со стороны автора и со стороны зрителя. Следовательно, подходить к изучению процесса художественного творчества необходимо с особым вниманием, помня, что анализ данного феномена предполагает анализ отношения между автором и произведением искусства, но не отношение между произведением искусства и зрителем в процессе творческого восприятия.

Крысанков Т. Г.
Продолжение следует

Проблема анализа процесса художественного творчества Часть 1

Опубликовано 05.07.2019 14:10 | Просмотров: 429 | Блог » RSS