26.10.2019 19:26

Печитные СМИ Финляндии в 1990-е гг.

Печитные СМИ Финляндии в 1990-е гг.

Сегодня кажется удивительным, что печатная пресса по-прежнему сохраняет свои позиции в мире СМИ. Казалось бы, появление интернета должно было полностью заменить печатную прессу, но несмотря на стремительный прогресс, «четвертая власть» не сдает своих позиций. Особый интерес в этом плане представляет Финляндия - несмотря на свои информационные технологии, покорившие мир, она по-прежнему остается читающей страной. Согласно данным Европейской ассоциации газетных издателей, тираж крупнейшей северной газеты - финской «Хельсингин саномат» (в 1996 г. он составлял 470 тыс. экземпляров в будние дни) равен общему тиражу всей португальской ежедневной прессы.

Интересующий нас хронологический период интересен отходом финской прессы от партий - то, что определяет современную концепцию финской газеты, где немаловажную роль играет реклама. Если в 1970-х гг. почти половину общего тиража газет можно было отнести к партийным изданиям, то в середине 1990-х гг. их число составило менее 10%. Отход от партийного курса объясним тем, что основной финансовой опорой газет становились рекламодатели, размещавшие объявления на страницах газет. Говоря о рекламе в периодических изданиях Финляндии, можно заметить, что до середины 1990-х гг. наблюдался рекламный рост. Одной из причин являлся высокий уровень подписки - в Финляндии подписка на журналы превосходит продажу в розницу.

В чем же особенности финских СМИ в интересующий нас период? Первая особенность - СМИ Финляндии это медиа-музей. Они менее глобализированы, у них преобладает национальный контент в отличие от, например, от прессы США, Западной Европы, у которых нет регионального контента, только интернациональные новости. Второй особенностью является типологическое деление прессы, которое основывается на административно-географическом принципе. Выделяют 2 группы изданий-общенациональные, региональные. Критерии различия - масштаб распространения и содержание. В Финляндии общенациональной газетой является «Хельсингин Саномат», для нее характерен максимальный объем международной информации. В Финляндии силен также второй тип газет. Региональные газеты, например, «Аамулехти» (Тампере) в их содержании соблюдается баланс национального и регионального. Распространение изданий этой группы ограничивается рамками административно-экономических регионов. Третьей особенностью является «феномен двух газет» - практика просматривать 2 газеты в день: утреннюю деловую и вечерний таблоид. В Финляндии это газетная пара - утренняя «Хельсингин саномат» и вечерняя «Илта-саномат». Утренние и вечерние газеты имеют одну и ту же аудиторию.

Таким образом, финские печатные СМИ, несмотря на свой непродолжительный период существования, имеют ряд важных особенностей: медиа-музей, типологическое деление и «феномен» двух газет.

Ю. С. Малкина

Печитные СМИ Финляндии в 1990-е гг.

Опубликовано 26.10.2019 19:26 | Просмотров: 290 | Блог » RSS