11.06.2022 14:10

Особенности технической подготовки гандболистов 6-7 лет на спортивно-оздоровительном этапе

Особенности технической подготовки гандболистов 6-7 лет на спортивно-оздоровительном этапе

На спортивно-оздоровительном этапе приоритетными задачами подготовки юных гандболистов являются, прежде всего, привлечение к систематическим занятиям гандболом максимального числа детей и формирование у них здорового образа жизни, а также укрепление здоровья и обеспечение поступательного всестороннего и гармонического физического развития юных спортсменов. Основной задачей технической подготовки будет расширение диапазона двигательных умений и навыков, овладение элементами гандбола [1, 3, 5].

Для детей дошкольного возраста под двигательной активностью понимают суммарное количество двигательных действий, выполняемых ребенком в процессе повседневной жизни и естественной является потребность в высокой двигательной активности. Гандбол широко рекомендуется для работы с дошкольниками, разработаны и обоснованы различные методики обучения техники бросков [2, 4]. На этом этапе подготовки гандболисты начинают изучать отдельные технические приемы, осваивать наиболее рациональную структуру движений, используемых в процессе соревновательной деятельности. Участие в игре даже на начальном этапе гандбол предполагает владение широким комплексом технических приемов. В число основных технических приемов игры гандбол входят броски мяча, направленных на решение игровых задач.

Цель исследования – изучение использования подвижных игр в процессе обучения техники выполнения бросков гандболистами на спортивно-оздоровительном этапе подготовки.

Задачи исследования:
1. Выявить особенности становления техники бросков и необходимые для начального обучения показатели физической подготовленности гандболистов 6-7 лет.
2. Разработать практические рекомендации использования подвижных игр в начальном обучении техники бросков и проверить их эффективность.

Методы исследования: анализ литературных источников, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Для проверки эффективности нашей программы нами был проведен педагогический эксперимент, который продолжался с сентября 2016 года до февраля 2017 года в Детской спортивной школе Дворца пионеров в Москве. В контрольной группе занималось 25 мальчиков, а в экспериментальной – 26 мальчиков.

На начальном этапе обучении броскам требуется определенный уровень скоростно-силовых способностей, поэтому в программе начальной подготовки большое внимание уделяется этому виду подготовки. Так рекомендуются упражнения, выполнение которых отягощено массой собственного тела, упражнения с внешним отягощением, упражнения на различных тренажерных устройствах и статические упражнения на удержание заданной позы. К дополнительным средствам рекомендованные в программе относят упражнения в особых условиях внешней среды (бег и прыжки по песку, в гору и т.п.), упражнения с сопротивлением упругих предметов (эспандеров, резины и т.п.), упражнения с противодействием партнера.

Особое внимание в занятиях с детьми этого возраста уделялось выполнению упражнений, воздействующих на отдельные компоненты скоростных способностей, упражнений, комплексно воздействующих на все основные компоненты скоростных способностей и упражнения сопряженного воздействия на скоростные способности и совершенствование двигательных действий.

На начальном этапе обучения броскам важнейшим качеством является ловкость, характеризующаяся способностью быстро овладевать новыми движениями и перестраивать двигательную деятельность согласно требованиям изменяющейся обстановки. Уровень координационных способностей детей этого возраста определяется согласованностью движений и точность соответствия пространственных, временных и силовых характеристик движений решаемой двигательной задаче. И также определяется временем освоения нового движения или исправления уже освоенного.

Все эти физические качества важны на начальном этапе становления техники выполнения бросков. Применяемые в процессе обучения подготовительные и подводящие упражнения учитывают уровень развития этих качеств у занимающихся. Основными методами применяемые в занятиях были методы строго регламентированного упражнения, соревновательный метод и игровой метод. В экспериментальной группе особое внимание уделялось игровому методу на занятиях. В программе спортивно-оздоровительного этапа предусмотрены подвижные игры: «Космонавты», «Два мороза», «Передача мяча в колоннах», «Заяц без логова», «День и ночь», «Белые медведи», «Волк во рву», «Карлики и великаны», «Пустое место», «Удочка», «Мяч сопернику», «Не давай мяч водящему», «Гонка мячей по кругу», «Передал – садись», «Защита укреплений», «Салки-догонялки» и другие.

В занятиях экспериментальной группы особое место среди подвижных игр уделялось проведению «Перестрелки» в различных вариантах и «Вышибалы», «Охотники и утки», «Защита укреплений», «Точно в цель» и эстафеты с использованием бросков. В этом группе проведение соревнований по правилам мини-гандбола стали ежемесячными, так же проводились праздничные мероприятия с организацией «Веселых стартов» с элементами гандбола. Проводились разнообразные соревнования по выполнению упражнений на ловкость, даже подводящих упражнений.

Отобранные игры были распределены по возрастающей сложности и определена последовательность их использования в тренировочном процессе. Для каждого занятия в процессе начального обучения броскам было разработано применения игр, с постепенным усложнением их правил. Средства обучения броскам подбирались в соответствии с общепедагогическими принципами: воспитывающего обучения, сознательности и активности, систематичности, наглядности, доступности, прочности закрепления пройденного материала. Разнообразие игровых условий, в которых применяются броски, обуславливает наличие различных способов их выполнения. Каждый из способов характеризуется, прежде всего, относительно устойчивой двигательной структурой, которая определяет форму движений в пространстве и времени.

Обучение технике броску начиналось с изучения позы игрока при выполнении замаха и принятия двухопорного положения. После создания представления об исходном положении в броске с места, посредством демонстрации занимающимся предлагается самостоятельно принять данную позу и удерживать ее определенное время, в течение которого отмечаются и устраняются имеющиеся ошибки. Это исходное положение используется в следующих упражнениях и в качестве исходного положения в различных эстафетах и подвижных играх. После освоения двигательной структуры броска следует переходить к другому или к различным сочетаниям ранее изученных. Для детей 6-7 лет самое важное, чтобы эти упражнения были доступными и привлекательными. И это достигалось использованием специальных беговых упражнений с изменением направления, приставными шагами, скрестным шагом, спиной вперёд с использованием специальной разметки на полу и ориентиров для правильной постановки ног при выполнении разбега во время выполнения бросков.

В ходе выполнения занимающимися соответствующих упражнений целесообразно использовать специальную разметку для правильной постановки ног, лестницы на полу и барьеров из пенопласта, и все эти упражнения завершались выполнением бросков из различных исходных положений. Выполнялись ускорения из различных исходных положений на заданные расстояния, прыжки через скакалку, перемещение заданным способом с изменением скорости по определенному сигналу и челночный бег на различные расстояния. В ходе прыжковой подготовки выполняются прыжки толчком двух ног и одной с места, затем толчком одной и двумя ногами после разбега, прыжки через препятствия, высотой до 20 см различными способами прыжки с доставанием предметов.

Гандболисты 6-7 летнего возраста контрольной группы занимались по программе и тематическому плану ДЮСШ для спортивно-оздоровительного этапа подготовки, а гандболисты экспериментальной группы занимались по разработанной нами программе. Вопросы влияние на освоение навыка бросков подвижных игр в теории и практике гандбола не рассматривались. На начальном этапе обучения броскам мяча в экспериментальной группе значительная роль отводилась подводящим упражнениям: броски мяча двумя руками сверху на дальность, точность и высоту отскока после удара о поверхность площадки, имитационные движения броска с амортизационной резиной, метание теннисного мяча, игра в кегли, броски из различных исходных положений. И только после этого выполнение бросков мяча в ворота после ведения, серии передач и ловли, с различных позиций, с места, после и в ходе разнообразных перемещений, броски мяча в ворота, защищаемые вратарем.

В данном возрасте происходит совершенствование основных движений бросания и толкания предметов. Однако их способности к длительной работе еще очень ограничены, и гандболисты устают от сложно координационных движений. Поэтому сложные и точные движения, как гандбольные броски, выполняются с большим напряжением, до тех пор, пока не появится устойчивый навык. Игровой метод на спортивно-оздоровительном этапе направлен на изучение детьми базовых двигательных умений и навыков с применением подвижных игр. В этом возрасте несовершенны эмоциональные проявления у детей и необходимы поощрения и похвала.

Таблица 1 – Изменение средних показателей в тестах до и после эксперимента в экспериментальной (n=24) и контрольной группе (n=23)

Разнообразные программы состязаний дают возможность проявить свои способности, но при этом недопустимо использовать неадекватных воздействий при подведении итогов игровой деятельности. Достижения в обучении техники бросков оценивалось по результатам в метаниях гандбольного мяча минимального размера.

Таблица 2 – Изменение средних показателей в метаниях до и после эксперимента в экспериментальной (n=16) и контрольной группе (n=15)

До начала эксперимента у экспериментальной и контрольной групп не выявлены статистически значимые различия в показателях физической подготовленности детей. Для проверки эффективности разработанной программы было проведено повторное тестирование физических способностей гандболистов. По результатам экспериментальной и контрольной группы до и после проведенного педагогического эксперимента можно видеть статистически достоверных прирост средних показателей в беге по дистанции 30 м и в прыжках в длину с места (таблица 1). Результаты динамической силы мышц брюшного пресса (поднимание туловища из положения лежа с согнутыми коленями, количество повторений за 30 с) имеют достоверные различия до и после эксперимента. Установлен положительный прирост в экспериментальной группе по показателям в выполнении метаний правой и левой рукой с места (таблица 2).

Применение игрового метода эффективно повлияло на показатели физической подготовленности детей и имело преимущество перед строго регламентированными упражнениями, что связано с проявлением инициативы и творчества, проходят эмоционально и стимулирует двигательную активность гандболистов.

Таким образом, реализация экспериментальной программы обеспечила оптимизированный уровень нагрузки, адекватный физическому состоянию занимающихся и способствовала позитивной динамике зарегистрированных показателей физической подготовленности и в бросках мяча, что выразилось в статистически достоверном улучшении результатов во всех взятых тестовых упражнениях и превосходстве детей экспериментальных групп по сравнению со сверстниками контрольной группы (р<0,05).

Литература
1. Игнатьева, В.Я. Гандбол: примерная программа для системы дополнительного образования детей / В.Я. Игнатьева, В.С. Максимов, И.В. Петрачева. – М.: Советский спорт, 2003. – 116 с.
2. Игнатьева, В.Я., Многолетняя подготовка гандболистов в детско-юношеских спортивных школах: методическое пособие / В.Я. Игнатьева, И.В. Петрачева. – М.: Советский спорт, 2004. – 216 с.
3. Никитушкин, В.Г. Организационно-методические основы подготовки спортивного резерва / В.Г. Никитушкин, П.В. Квашук, В.Г.Бауэр. – М.: Советский спорт, 2005. – 232 с.
4. Петрачева, И.В. Формирование требований к биомеханическим характеристикам техники выполнения гандбольных бросков в опорном положении / И.В. Петрачева, Ю.Н.Котов, К.Б. Ясин // Теория и практика физической культуры. – 2016. – No3. –С. 99–101.
5. Михайлова Т.В. Основные факторы, определяющие эффективность социально-профессионального статуса тренера / Т.В. Михайлова // Теория и практика физической культуры. – 2016. –No 12. –С. 43.

FEATURES TECHNICAL TRAINING FOR HANDBALL PLAYERS 6-7 YEARS AT SPORTS AND HEALTH PHASE

Аннотация. Методические особенности технической подготовки, особенно начального обучения техники бросков рассматриваются для гандболистов возраста 6-7 лет. Доказана эффективность использования подготовительных и подводящих упражнений при начальном обучении техники бросков. Рекомендовано применение игрового метода в учебном процессе экспериментальной группы гандболистов на спортивно-оздоровительном этапе многолетней подготовки.

Abstract. Methodological features of technical training, especially the initial training of throw technique were considered for handball players aged 6-7 years. The effectiveness proved for use of preparatory and leading exercises at initial training of technique throws. It was recommended to use the game method in the educational process of the experimental group of handball players at the sports and recreational phase of long-term preparation.

Ключевые слова: гандбол, спортивно-оздоровительный этап подготовки, броски мяча, подвижные игры, показатели физической подготовленности.
Key words: handball, sports and health training stage, throws ball, outdoor games, and fitness indicators.

Ясин К. БМ., преподаватель, кафедра спортивной науки Арабский Американский Университет
Котов Ю.Н., кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики гандбола ФГБОУ ВО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)

Особенности технической подготовки гандболистов 6-7 лет на спортивно-оздоровительном этапе

Опубликовано 11.06.2022 14:10 | Просмотров: 325 | Блог » RSS


Рекомендуем: