10.02.2020 17:24
Особенности портретных характеристик героев в рассказах Вольфганга Борхерта
В нашей работе мы проанализировали сборник рассказов «Die Hundeblume» с точки зрения специфики портретных характеристик.
В 13 рассказах мы насчитали 52 портретные характеристики. Мы рассчитали процентное соотношение портретных характеристик в рассказах: компонент глаза: 13,46%, компонент рот: 15,38%, компонент волосы: 7,69%, компонент брови: 1,92%, компонент фигура: 9,61%, возраст: 9,61%, оценочное суждение о лице: 21,15%, оценочное суждение: 19,23%, мелкие детали: 1,92%.
На основе нашего подсчета и анализа портретных характеристик мы можем сделать следующие выводы. Во-первых, в портретной характеристике Вольфганга Борхерта основное внимание уделяется таким компонентам лица, как глаза и рот. Кроме того, подавляющее большинство портретных характеристик содержат оценочное суждение. Это говорит нам о том, что автор прибегал к модальной портретной характеристике. В большинстве случаев в роли наблюдателя выступает другой персонаж. В некоторых случаях роль наблюдателя играет лирический герой-рассказчик (используется форма «Ich - Erzahlung»). В редких случаях используется неперсонифицированный повествователь (происходит «объективное» изложение от 3-го лица).
(Als er die TQr aufmachte, sahen ihm die blaBblauen Augen seiner Frau entgegen. Sie kamen aus einem mQden Gesicht. - Когда он открыл дверь, бледно-голубые глаза его жены уже ждали его. Они находились на уставшем лице.
Автор описывает не вещественные признаки глаз героя, а эмоциональную сторону взгляда. Единственная вещественная деталь - цвет глаз - тоже обладает метафористичностью. Доминирующий соматизм «глаза» является важным выразителем эмоций и чувств).
Во-вторых, использование сквозного мотива одиночества является авторским средством оценки «послевоенного поколения». Портретная характеристика главных героев становится одним из важнейших факторов, которые формируют как модальность художественного текста рассказов, так и авторский концепт.
В-третьих, олицетворение, гиперболизация и сравнение играют огромную роль в портретной характеристике. («Da sieht sie den Mund. Der Mund sieht sie an. Was ist das fur ein Mund. Und der Mund sieht sie an». - Тут женщина видит его рот. Рот смотрит на нее. Что это за рот? А рот на нее смотрит». В рассказе «В Мае, Мае кричит кукушка» рот становится на некоторое время действующим персонажем).
В-четвертых, при создании портретных характеристик Вольфганг Борхерт прибегал к разным художественным приемам: метафоре, гиперболе, реалистическому описанию, олицетворению, символизму, контрасту, повтору. Несомненно, такое переплетение художественных приемов во многом определило стиль писателя.
Таким образом, можно говорить о типологии индивидуально-авторских приемов и портретных характеристик, которые участвуют в создании портретов литературных персонажей.
О. А. Лебедева
Опубликовано 10.02.2020 17:24 | Просмотров: 545 | Блог » RSS |