17.09.2022 11:53

Особенности использования краеведческого материала на уроке немецкого языка на средней и старшей ступенях. Часть 2

Особенности использования краеведческого материала на уроке немецкого языка на средней и старшей ступенях. Часть 2

П.А. Корниенко представляет модель использования материалов по краеведению как средству обучения иностранному языку. Использование этой модели строится на принципах, которые учитывают характерные черты краеведения как эффективного средства обучения межкультурной коммуникации. Автор указывает на такие принципы как: принцип учета возрастных особенностей обучающихся, принцип тематичности, подразумевающий процесс разработки подходящих материалов к каждой теме УМК, принцип систематичности, когда учитель излагает учебный материал в определенной последовательности, принцип междисциплинарности, предполагающий взаимодействие с другими школьными предметами, принцип когнетивности, характеризующийся в процессе получения новых знаний в обучении с помощью краеведческого материала, принцип технологизации, то есть использование различных игровых технологий. Кроме того, не мало важным является принцип толерантности – способности уважать, принимать и правильно понимать богатое многообразие культур нашего мира.

В современной методике доминирует личностно-ориентированный подход, его и стоит придерживаться при использовании краеведческого материала, важно учитывать интересы и особенности обучающихся, стоит делать опору на их творческие способности. Реализации личностно-ориентированного подхода в обучении и творческого потенциала учеников способствуют игровые методы преподавания иностранных языков. Формы работы при этом могут быть разнообразными — это дискуссии, стенгазеты, доклады, презентации, исследования, викторины, карты, экскурсии, путеводители. Темы данных игровых форм могут быть следующими: праздники и традиции родного края, флора и фауна, экономика, национальная кухня, искусство (литература, музыка и живопись), известные личности и т.п.

Сравнивая информацию о своем родном крае со страной изучаемого языка, обучающийся позиционирует себя как гражданина Мира, России и как гражданина своей малой Родины. Он воспринимает свой край уже как неотъемлемую и важную часть мировой цивилизации. Здесь важно упомянуть об эффективности использования краеведческого материала для нравственно-эстетического и гражданского воспитания.

Местное самосознание, исполненное чувством гордости за свой край, – явление весьма типичное для жителей Карелии. При работе на уроках на старшей и средней ступенях стоит сделать акцент на туризме Карелии. Карелия – привлекательна с туристической точки зрения. В любое время года в нашем крае найдется время для отдыха и развлечений. Республика Карелия – уникальное место в России, богатое памятниками старины, культуры и другими достопримечательностями. Все эти достопримечательности, безусловно, должны послужить темами для урочной и внеурочной деятельности.

Краеведение как дидактическое средство в процессе обучения культуре общения выступает в роли связующего элемента, способствующего проникновению в изучаемую 100 культуру. Включение краеведческого компонента в содержание обучения иностранному языку и культуре повышает не только качество образования, но и благотворно влияет на мотивацию обучающихся. [5; 164]

Список литературы

1. Барышников Н. В., Параметры обучения межкультурной коммуникации в средней школе. // Иностранные языки в школе. - 2002. -№2 с 28-32
2. Димитриева В.В., //Методическая разработка : «Развитие коммуникативной компетенции учащихся на основе использования краеведческого материала на уроках английского языка». Электронный ресурс http://tilimen.org/metodicheskaya-razrabotka-razrabotala.html
3. Корниенко П.А., //Краеведческие материалы как средство обучения иностранному языку в средней школе. // Иностранные языки в школе.- 2004.- №6.
4. Кузнецова Р. Г. Роль регионального компонента в обучении английскому языку в условиях введения ФГОС общего образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 12. – С. 526–530. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54218.htm.
5. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: приказ от 17.12.2010 № 1897
6. Троицкая Т.В., // Экскурсии и походы по родному краю как средство воспитания учащихся// Мир образования — образование в мире. - 2001. -№1 С163-165

Е.А. Кирикова Институт иностранных языков

Особенности использования краеведческого материала на уроке немецкого языка на средней и старшей ступенях. Часть 2

Опубликовано 17.09.2022 11:53 | Просмотров: 263 | Блог » RSS