02.10.2022 14:55

Особенности использования краеведческого материала на уроке немецкого языка на средней и старшей ступенях. Часть 1

Особенности использования краеведческого материала на уроке немецкого языка на средней и старшей ступенях. Часть 1

Аннотация. В статье анализируются особенности использования краеведческого материала на уроке немецкого языка на средней и старшей ступенях. Автор рассматривает краеведческое содержание как средство обучения иностранному языку в составе ФГОС, принципы его применения и влияния па формирование коммуникативной компетенции.

Ключевые слова: краеведческий материал, коммуникативная компетенция, личностноориентированный подход.

На сегодняшний день все более остро встает вопрос о поиске оптимальных средств обучения на уроке иностранного языка на средней и старшей ступенях. В курсе современной методики дефиниция «обучения языку» постепенно заменяется определением «обучение языку и культуре», сюда же относится и культура межличностного общения субъектов, относящихся к разным культурам.

По мнению лингводидактов (Н.В. Барышников, Р.Д. Гальскова), чтобы быть интересным и достойным партнером в межкультурной коммуникации, необходимо иметь представление о своей национальной культуре. При межличностном диалоге большую роль играет обмен информацией о своей культуре, обычаях и традициях народа. Иначе говоря, это та область культуры, которую мы называем краеведением.

Важно отметить, что этот вопрос не находит должного освещения и глубокого анализа в специальной литературе. Вследствие этого представляется значимым определить роль и место краеведения как дидактического средства в процессе обучения иностранному языку на средней и старших ступенях.

Иноязычная культура есть часть мировой культуры. Таким образом, через иностранный язык, передавая обучающимся знания об иноязычной культуре, можно внести большой вклад в общее образование, в формирование всесторонне развитой, гармоничной личности, а также в формирование основ российской гражданской идентичности, что и является одним из главных принципов ФГОС второго поколения. [4; 528]
Первостепенно стоит подчеркнуть, что главной целью обучения предмету «Немецкий язык» является формирование и развитие коммуникативной компетенции, которую преподаватель и развивает у обучающихся средствами немецкого языка.

Одна из значимых задач в школе сегодня — сохранение и развитие истории и культуры народов различных регионов Российской Федерации. В связи с риском утраты культурных и национальных особенностей региональный компонент становится стратегическим направлением развития образования. В законе “Об образовании” (статья 7) закреплены два компонента стандарта - федеральный и региональный. Региональный компонент содержания общего образования призван отражать региональное образовательное пространство Республики Карелия. На основе регионального компонента в основную образовательную программу могут включаться дополнительные компоненты, отражающие: особенности культуры народов, населяющих регион, историю края, города, технические и экологические особенности градообразующих предприятий, имена людей, оставивших след 99 в истории края, и многое другое. Каждый из перечисленных компонентов, в свою очередь, предусматривает достижение личностных, метапредметных, предметных результатов. Образование в рамках регионального компонента осуществляется через развитие интеллектуальных умений, формирование знаний об истории, культуре, реалиях и традициях своего народа и носителей языка, осознание вклада края в мировую культуру.

На практике при использовании краеведческих материалов в процессе обучения иностранным языкам учителя сталкиваются с рядом затруднений, которые связаны с отсутствием практических методических материалов. Современные УМК по немецкому языку содержат материалы страноведческого характера (Landeskunde), в том числе материалы об истории, географии, культуре немецкоязычных стран. Страноведение нашей страны, а тем более краеведение отдельных её регионов представлено недостаточно. Абсолютно невозможным является включение краеведческого материала по всем 85 субъектам Российской Федерации. В итоге все сводится к тому, чтобы учитель всё-таки смог научить школьников говорить на немецком языке о том, что ему близко и понятно с детства, чем он гордится и готов делиться в процессе межкультурной коммуникации.

Е.А. Кирикова Институт иностранных языков
Продолжение следует

Особенности использования краеведческого материала на уроке немецкого языка на средней и старшей ступенях. Часть 1

Опубликовано 02.10.2022 14:55 | Просмотров: 244 | Блог » RSS