12.03.2021 15:27

Особенности адаптации студентов-первокурсников (на примере ПетрГУ). Часть 2

Особенности адаптации студентов-первокурсников (на примере ПетрГУ). Часть 2

Исследование особенностей адаптации студентов-первокурсников проводилось с декабря 2015 г. по февраль 2016 г. в рамках Программы стратегического развития ПетрГУ. Этот период был выбран для изучения особенностей адаптации студентов-первокурсников в период первой сессии. Полученные результаты дополнили данные более ранних исследований, проводившихся также по Программе стратегического развития ПетрГУ в мае -июне 2013 г. (результативность адаптации в конце первого года обучения) и в конце сентября 2014 гг. (итоги первого месяца обучения).

Исследование проводилось методом анкетирования. Статистически репрезентативная выборка составила 15% всех первокурсников 14 институтов и факультетов ПетрГУ, а именно 260 студентов. Обработка экспериментальных данных проводилась с помощью статистической программы SPSS и программы Excel.

В качестве вводного вопроса в анкете был использован вопрос «Интересуетесь ли Вы событиями, происходящими в университете?». Обычно такие вопросы-маркеры используются для закрепления позитивной реакции респондентов на сам процесс опроса.

Также, анализ степени включенности студентов в жизнь ВУЗа позволяет судить об их адаптированности к учебному процессу. В данном случае ответ «да» или «скорее да, чем нет» выбрали 70,3 % опрошенных первокурсников, «нет» или «скорее нет, чем да» - 25,8%. Еще 3,8% опрошенных затруднились с ответом. Таким образом, мы выявили, что одна четвёртая часть студентов-первокурсников не интересуются событиями, происходящими в стенах ПетрГУ, следовательно, они не являются активными субъектами университетского сообщества и могут представлять собой «зону риска» дезадаптированности. Показатель информационной корпоративной пассивности не соответствует норме (5-10%). Такая же ситуация была выявлена в мае-июне 2013 года, в период летней сессии. Напротив, в конце первого месяца обучения (конец сентября 2014 г.) студенты-первокурсники демонстрировали активный интерес к жизни университета. Эта тенденция может быть связана с повышенными нагрузками во время сессии, в следствии чего, у студентов не хватает времени и сил на внеучебную деятельность и интерес к жизни университета снижается.

По данным опроса студенты в большинстве своём удовлетворены тем, как проходит их адаптация в университете. На четвёртый вопрос анкеты: «Как Вы считаете, удалось ли Вам адаптироваться к студенческой жизни в ПетрГУ?», ответ «да» выбрали 56,6% опрашиваемых, «скорее да, чем нет» - 44,5%. Таким образом, удовлетворены адаптацией в ПетрГУ 92,9% первокурсников. Ответы «скорее нет, чем да» и «нет» дали 5,4. Затруднились ответить 1,6% респондентов. В целом, мы выявили, что подавляющее большинство студентов считают себя адаптированными (92,9%), а 5,4 % таковыми себя не считают (а это - каждый двадцатый студент). Также было установлено, что подавляющее большинство студентов удовлетворены поддержкой ВУЗа (82,4%). В тоже время каждый седьмой считает, что существующей поддержки ВУЗа ему недостаточно.

Изучение эмоционального состояния по специально введённым в анкету маркерам («радость», «грусть», «тревога» и др.) показал значительное число выборов студентами маркера «отчаяние». Сравнительный анализ выявил, что данный показатель совпадает с показателем 2013 года, полученным в период летней сессии и составляет 17%. Он проективно показал, что именно такой процент первокурсников можно отнести к категории дезадаптированных (неспособных справиться со стрессовой ситуацией в обучении).

Что касается психологического и бытового дискомфорт в студенческих общежитиях как фактора адаптации, было выявлено, что первичные бытовые навыки у студентов сформированы (только каждый восьмой нуждался в помощи по решению первичных бытовых проблем).

В. М. Артемьева
Продолжение следует

Особенности адаптации студентов-первокурсников (на примере ПетрГУ). Часть 2

Опубликовано 12.03.2021 15:27 | Просмотров: 794 | Блог » RSS