12.03.2021 15:28

Особенности адаптации студентов-первокурсников (на примере ПетрГУ). Часть 1

Особенности адаптации студентов-первокурсников (на примере ПетрГУ). Часть 1

Первый курс - это точка опоры для студента, в течение которого идёт "активный поиск себя", формируется отношение молодого человека и к учебе, и к будущей профессиональной деятельности. Это - сложный период: даже ученики, с отличием окончившие школу, далеко не всегда обретают уверенность в своих силах на первом курсе. Первая же неудача иногда может привести к разочарованию, утрате перспективы, отчаянию, отчуждению, пассивности.

Получив статус студента, молодые люди сталкиваются с большим рядом трудностей, которые связаны с новой системой обучения, взаимоотношениями с однокурсниками и преподавателями, с новыми условиями жизни и с проблемами в социально-бытовом отношении, с недостаточным знанием структур и принципов работы университета и возможностей для самореализации в науке, спорте и общественной жизни.

Выявление особенностей адаптации студентов-первокурсников способствует сохранности состава обучающихся. Успешная адаптация первокурсников ведёт к высокой результативности образовательного процесса в течение всего периода обучения, что напрямую влияет на дальнейший ход профессиональной деятельности человека.

Объект настоящего исследования - процесс адаптации. Предмет - адаптация студентов- первокурсников. Исследование проводилось с целью выявления особенностей адаптации студентов-первокурсников в ПетрГУ. В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:
1. выявить факторы, обеспечивающие адаптационный процесс студентов- первокурсников;
2. выделить основные причины трудностей адаптационного периода;
3. провести сравнительный анализ процесса адаптации студентов в 2013 и 2015 гг.;
4. сформулировать практические рекомендации по адаптации студентов к учебному процессу.

Существует множество подходов к определению феномена адаптации. «Адаптация» было образовано от латинского слова «adaptation», что означает «приспособление». В обобщенном виде адаптация трактуется как приспособление, которое необходимо для успешного существования в изменяющихся условиях, а также, как процесс включения индивида в новую социальную среду, освоение им специфики новых условий. Социальную адаптацию следует понимать, как процесс интегрирования индивида в социальную группу, который предполагает принятие им групповых норм, ценностей, стереотипов, стандартов и требований. [2: c.376]

Современные социологи и психологи рассматривают понятие адаптации как процесс и результат установления гармоничных взаимоотношений между личностью и социальной средой. Так, по мнению Я. В. Бочарниковой, адаптация является как предпосылкой активной деятельности, так и необходимым ее условием. В этом заключается положительное значение адаптации для успешного функционирования индивида в той или иной социальной роли. Под адаптационной способностью понимают способность человека приспосабливаться к различным требованиям среды без ощущения внутреннего дискомфорта и конфликта со средой. Успешную адаптацию студентов можно рассматривать как их включенность в новую социальную среду, в учебно-познавательный процесс и в новую систему отношений. В. А. Якунин понимает под адаптацией «процесс взаимодействия человека и окружающей среды, в результате которого у него возникают модели и стратегии поведения, адекватные меняющимся в этой среде условиям». [4: с. 138]

В данном исследовании под адаптацией студента понимается процесс приобщения студента к условиям вузовского образовательного процесса, в результате чего он становится субъектом новых видов деятельности и отношений и, следовательно, приобретает возможности оптимального выполнения своих функций. [3]

В. М. Артемьева
Продолжение следует

Особенности адаптации студентов-первокурсников (на примере ПетрГУ). Часть 1

Опубликовано 12.03.2021 15:28 | Просмотров: 995 | Блог » RSS