01.04.2020 14:54
Оценка пищевого статуса у детей среднего школьного возраста
Специальными исследованиями установлено, что, если в детском организме недостаточно витаминов, минеральных веществ и микроэлементов, это приводит к таким нарушениям здоровья, как задержка роста, анемия, остеопороз (повышенная хрупкость костей), болезни желудочно-кишечного тракта. До 80% выпускников школ по медицинским показаниям имеют ограничения в выборе профессии. По данным Центральной военно-врачебной комиссии Минобороны РФ, ежегодно освобождаются от военной службы значительное количество юношей, имеющих болезни, связанные с недостаточным питанием. По статистке, у 70-80% детей во всех регионах России в рационе питания слишком редко имеются овощи и фрукты. При этом дефицит витаминов выявляется круглый год независимо от сезона.
Цель нашего исследования: оценить особенности диетологического, трофологического статуса и пищевого поведения детей среднего школьного возраста на примере 8 и 9 классов.
При оценке диетологического статуса оказалось, что учащиеся 8 класса (96%) завтракают ежедневно. В этом плане не выгодно отличаются 9-классники, где не завтракает каждый четвертый. 8-классники чаще (64%), чем 9-классники (41,6%), завтракают дома. Среди учащихся как 8-х, так и 9-х классов выявлены лица, которые практически не завтракают. Это в основном относится к мальчикам. Сравнительно часто завтракают и мальчики и девочки в школьной столовой: 58,8% (9 класс) и 60% (8 класс).
При анализе меню домашнего завтрака оказалось, что в рейтинге блюд первые три места занимают, соответственно, бутерброды, каши и йогурты. В меню школьного завтрака преобладают чай, соки и бутерброды. Обедают в школьной столовой среди 8-классников 30% мальчиков и 26,7% девочек, среди 9-классников - 46,2% мальчиков и 33,3% девочек. В целом, ежедневно обедают 88% 8-классников и 64% 9-классников. Среди 8 – классников ужинают 6,7% девочек и 10% мальчиков. Среди 9-классников ужинают 15,4% мальчиков и 48,1% девочек.
Чаще практикуют прием пищи непосредственно перед сном или всего за 1 час до него 3,9% 8-классников и 13,3% 9-классников, при этом чаще это делают девочки - до 16,7%. При оценке кратности приемов пищи обращает на себя внимание, что 28% 8-классников и 31,3% 9-классников принимают пищу не более 3-х раз.
Важным источником получения организмом полноценных белков является употребление мясных, рыбных и молочных блюд. По нашим данным, ежедневно употребляют мясные блюда 65% 9-классников и только 45% учащиеся 8 класса. Ежедневно употребляют рыбные блюда только 5% 8-классников. Молочные продукты употребляют каждый день 80% 8-классников и немногим более половины 9-классников.
Употребление сухариков, лимонада, жевательных резинок не рекомендуют СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования». От этих правил отступают 60% 8-классников и 58,8% 9-классников.
При оценке употребления витаминных препаратов оказалось, что систематически это делают 80% 8- классников и 53% 9-классников. Наиболее популярными у всех опрошенных являются поливитамины.
При оценке трофологического статуса гиповитаминоз В1 у восьмиклассников выявлен в 28% случаев, а у девятиклассников - в 53%. Среди симптомов недостаточности витамина В1 наиболее частые - потливость, плохой аппетит, слабость, повышенная раздражительность, головная боль, беспокойство, плохой сон, боли в животе и мышцах. Симптомы гиповитаминоза В2 выявлены у 32% 8-классников, а у 9-классников - 44%. Пре¬валировали следующие симптомы витамина В2: бледность слизистой губ, слабость, головная боль, потеря аппетита, слезотечение. Как известно, выраженными симптомами гиповитаминоза витамина С являются кровоточивость и рыхлость десен. Данные симптомы были отмечены среди учащихся 8 классов у 44%, среди учащихся 9 классов у 50% опрошенных. При выявлении гиповитаминоза А наиболее характерными были такие симптомы, как шелушение и сухость кожи. Данные симптомы отмечались у 24% 8-классников и 44% 8 - классников.
Не рассчитывая на полную откровенность опрошенных при ответах на вопрос о курении, эту проблему выясняли по косвенным признакам и был задан вопрос «Пробовали ли Вы курить?», на что учащиеся ответили следующим образом: положительно - 20% 8-классников и 30% 9-классников. Примерно такой же прием мы использовали для выяснения отношения к употреблению алкоголя: был задан вопрос «Вы когда-нибудь пробовали употреблять алкогольные напитки?» - утвердительно ответили 25% 8-классников и 45% 9-классников.
Диспептические расстройства (боли в животе) отметили у себя от 17,7% 9-классников до 60% 8 - классников. На связь самочувствия с характером питания обратили внимание от 24% восьмиклассников до 38% девятиклассников. Чаще на недостаточность знаний по гигиене питания, как ни странно, указывали 8 – классники (35,3%), и только 12% 8-классников.
А. О. Евдокимова, А. А. Кузнецова
Опубликовано 01.04.2020 14:54 | Просмотров: 962 | Блог » RSS |