20.03.2024 17:34
Обучение физике в 7классе, ориентированное на формирование универсальных учебных действий
Аннотация: Автором диагностируется уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся 7 классов и предлагается методика обучения физике, направленная на формирование УУД.
Ключевые слова:универсальные учебные действия, уровень сформированности УУД, метапредметные умения, принципы обучения.
Курс физики 7 класса призван решать определенный ряд задач:
обеспечить прочное и сознательное овладение системой физических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения математических и естественно-научных дисциплин;
сформировать умение учиться;
познакомить учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
сформировать понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека;
сформировать познавательный интерес к физике;
выявить и развить творческиеспособности обучающихся.
Решение данных задач определяет требования, сформулированные в ФГОС ООО, и обеспечивается через формирование универсальных учебных действий, которые являются инвариантной основой образовательного процесса.[3]
Несмотря на признание в педагогической науке и практике значения УУД для успешности обучения, целенаправленной и систематической работы по их формированию и внедрению в практику школьного обучения физике в основной школе не проводилось.
В связи с этим необходимо создавать различные методики обучения физике в 7 классе основной школы, ориентированные на формирование УУД.[2]
Цель исследования: выявление уровня сформированности УУД в основной школе в условиях ФГОС, а также предложение разработки методических рекомендаций по обучению физике. Диагностические результаты исследования сформированности УУД показали, что уровень сформированности УУД у учащихся 7 классов не достаточно высокий, поэтому необходимо разработать методику обучения физике в 7 классе, которая будет направлена на развитие УУД.
Для диагностики метапредметных результатов учащихся 7 класса мы предложили два диагностических теста.Первый тест включал в себя семь типов познавательных задач, с которыми учащиеся должны справляться без особых затруднений: описать какой-либо незнакомый предмет; выявить и объяснить свойство каких-нибудь вещей, процессов; выявить строение вещей, их структуру, связь между явлениями, характеристиками каких-либо процессов; построить классификацию каких-либо предметов (из указанного списка); построить понятие какого-либо объекта; объяснить, почему и как что-то возникает.
Для оценки метапредметных умений мы составили шкалу из трех уровней: высокий, средний, низкий. На высоком уровне ученик выделяет и формулирует цели, находит необходимую информацию, умеет применять методы поиска информации , структурирует знания, строит речевые высказывания в письменной речи, находит наиболее эффективные способы решения задач, анализирует объекты с целью выделения признаков, строит логические цепи рассуждений, умеет доказывать и аргументировать (от 80%).На среднем уровне обучающийся нечетко формулирует цели, выделяет нужную информацию, знает ли шь некоторые методы поиска информации, структурирует знания с некоторыми ошибкам и, умеет решать поставленные задачи, анализирует объекты, частично умеет доказывать и аргументировать (от 40% до 80%).На низком уровне обучающийся не умеет формировать цели деятельности, выделяет нужную информацию, но не всегда верно это делает, не умеет структурировать знания, строит логические рассуждения ошибочно, анализирует объекты, умеет доказывать и аргументировать, но допускает ошибки (до 40%)[1]
Результаты выполнения учащимися 7 класса предметно-познавательных задач представлены в таблице 1.
Таблица 1. Уровни сформированности познавательных умений
Метапредметные умения % учащихся7 класса Уровни В С Н
проводить описание объектов различных видов 25 25 50
выявлять физические свойства процессов и сравнивать объекты по их свойствам 10 60 30
выявлять целое и его части, находить связи и взаимодействия 20 20 60
обрабатывать, анализировать исходную информацию; обосновывать суждения о причинно-следственных связях; 10 5 85
относить единичные объекты к определенному виду, роду 60 5 35
выделять существенные признаки объектов 20 5 75
объяснять явления и обосновывать гипотезы 0 30 70
Также было проведено диагностическое тестирование на проверку сформированности регулятивных и коммуникативных УУД.
В таблице 2 представлены результаты сформированности данных умений в 7 классе.
Таблица 2. Уровни сформированности регулятивных и коммуникативных умений
Метапредметные умения % учащихся7 класса Уровни В С Н
Умение собирать и систематизировать материал (К) 90 0 10
Умение понять тему сообщения, логику развития мысли. (К) 100 0 0
Умению извлечь нужную информацию (полно или частично (К) 35 0 65
Умение производить контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, а также умение производить контроль, т. е. вносить необходимые дополнения и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата (Р) 90 0 10
Умение выявить, идентифицировать проблемы, а также поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта в результате умение принять решение (Р) Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К) 50 10 40
В ходе решения данной проблемы нами были определены дидактические принципы обучения физике, представляющие совокупность требований, которым должно удовлетворять обучение физике в 7 классе на повышение уровня сформированности УУД.
Одним из предметных результатов обучения физике в основной школе являются умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты.В этой связи целесообразно использовать принцип экспериментальной направленности обучения. Для выполнения любой деятельности важна положительная мотивация. Основной задачей учителя является повысить интерес учащихся к изучаемому материалу, одним из способов мотивации
учеников является организация демонстрационного материала, который будет являться конкретным, понятным и легко воспринимающимся учениками.
Следующий принцип, реализуемый нами – принцип ИКТ технологии. ИКТ технологии являются важным принципом обучения на уроках физики, с помощью ИКТ технологий учащиеся учатся моделировать различные ситуации, которые невозможно реализовать на уроках физики, но изучение их является предметным результатом обучения физике.
Развитие творческих навыков учащихся является одним из важных компонентов обучения и помогает в реализации данной составляющей принцип творческойнаправленности. Данный принцип может быть реализован на уроках – исследованиях и уроках проектной деятельности, потому что формы проведения урока предполагают самостоятельное прохождение учеником всех этапов исследования: выдвижение гипотезы, разработку плана ее проверки, отработку всех этапов эксперимента и его проведение, анализ результатов.
Одним из важных предметных умений при обучении физике является приобретение практических умений. В связи с этим уместно использовать принцип прикладной направленности обучения, который заключается в понимании связей и зависимостей между познанием действительности, следствием которой является соединение теоретических и практических знаний.
Таким образом, проведенная нами диагностика в виде метапредметных олимпиад показала, что познавательные УУД у большинства учащихся находятся на низком уровне сформированности, чем коммуникативные и регулятивные. В связи с эти мы выявили принципы организации обучения физике в 7 классе, ориентированного на
формированиеУУД.
Список литературы
1. Демидова, М.Ю. Методическая система оценки учебных достижений учащихся по физике в условиях введения ФГОС (общее образование): дис.докт. пед. наук: 13.00.01/ М.Ю. Демидова. – Москва, 2014. – 438 с.
2. Поташник, М.М. Освоение ФГОС: методические материалы для учителя. Методическое пособие / М.М.Поташник, М.В.Левит. – М.: Педагогическое общество России, 2016. – 208с.
3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. - М.: Просвещение, 2011. - 342 с. - (Стандарты второго поколения).
Н. А. Соколинская
Опубликовано 20.03.2024 17:34 | Просмотров: 307 | Блог » RSS |
Рекомендуем: