10.02.2020 17:48

Образно-композиционная структура рассказов «Собор» Р. Карвера и «Слепой» Д. Г. Лоуренса: сравнительно-сопоставительный анализ

Образно-композиционная структура рассказов «Собор» Р. Карвера и «Слепой» Д. Г. Лоуренса: сравнительно-сопоставительный анализ

В своем исследовании мы рассмотрели образно-композиционную структуру рассказов «Собор» Р. Карвера и «Слепой» Д. Г. Лоуренса и сопоставили их, выявляя сходства и различия.

Во-первых, в обоих рассказах систему персонажей составляют 3 человека: женатая пара и близкий друг жены. Это создает треугольник, в котором женщина находится «меж двух огней», поддерживая баланс между двумя крайностями. В обоих рассказах подчеркивается, что двое мужчин являются полными противоположностями, которые сталкиваются, вследствие чего между ними возникает конфликт.

Во-вторых, анализ художественного времени и пространства также выявил ряд сходств: пространство в обоих рассказах замкнуто, а время действия ограничено одним вечером, с включением ретроспективных эпизодов. Мы полагаем, что в обоих рассказах в итоге это пространство размыкается, так как новый мир вторгается в жизнь супружеских пар с приездом другого человека.

В-третьих, в данных рассказах поднимается тема слепоты и связанная с ней тема предубеждения, ограниченности восприятия. Слепой герой в обоих текстах понимает мир лучше и глубже, чем зрячий. Он чувствует людей, его восприятие не ограничено другими барьерами, кроме слепоты.

Несмотря на все эти сходства, мы полагаем, что различия являются основополагающими, делающими эти два рассказа непохожими друг на друга.

В первую очередь, техника повествования и выбор точки зрения кардинально отличаются: Лоуренс использует вездесущую точку зрения, предполагающую повествование от третьего лица и проникающую в сознание каждого героя, давая их психологическую характеристику; следовательно, каждый персонаж для нас одинаково важен. Карвер, напротив, использует повествование от первого лица, так как конфликт заключен внутри рассказчика и только он является главным героем произведения. Таким образом, мы видим мир произведения через призму сознания героя-рассказчика.

Из этого вытекает еще одно существенное различие - это различие творческих методов писателей: Лоуренс глубоко проникает в сознание каждого героя, его описания обширны и содержательны, он использует множество художественных приемов, чтобы создать максимально четкий образ, а если он противоречивый, то и это он воплощает мастерски; Карвера же, напротив, принято относить к числу писателей-минималистов, поражающих своей простотой и отсутствием какой бы то ни было замысловатости.

Однако самым существенным различием мы считаем финалы двух рассказов: они не просто отличаются, но являются полностью противоположными. У Лоуренса присутствует развязка, из которой мы узнаем, что понимание между двумя героями не найдено и, вероятно, никогда не будет найдено. Карвер, напротив, оставил финал рассказа открытым, завершив повествование моментом кульминации.

Таким образом, мы пришли к заключению, что рассказы не имеют ничего большего, чем типологическое сходство. Удостовериться в этом нам помог проф. Кушман (университет Северной Каролины), который вел переписку с Карвером по поводу его рассказа «Слепой» и интересовался, является ли сюжет заимствованным. Карвер утверждал, что его текст является оригинальным. Это свидетельство писателя подтверждает правильность нашего подхода к двум рассказам, каждый из которых мы рассматривали как уникальное, оригинальное произведение.

А. С. Храпенкова

Образно-композиционная структура рассказов «Собор» Р. Карвера и «Слепой» Д. Г. Лоуренса: сравнительно-сопоставительный анализ

Опубликовано 10.02.2020 17:48 | Просмотров: 766 | Блог » RSS