10.02.2020 17:25
Образ цветка в поэзии Эмили Дикинсон
Каждый цветок хранит в себе красоту и тайну мироздания, но его жизнь не вечна, и даже самый красивый цветок обречен на гибель. Именно этим обусловлено его символическое переосмысление в поэзии Эмили Дикинсон. Поэтесса обращается к флоропоэтике, используя язык цветов как некую систему знаков, которую мы попытались дешифровать. Цель исследования - определение особенностей создания и функционирования образа цветка в лирике Э. Дикинсон.
Как показало исследование, образ цветка создается звуковыми, ритмическими и лексико-синтаксическими средствами. Наиболее мощным средством создания послужила метафора. В ходе исследования нами было выделено два вида метафор: простые (например, a Flower's shriveled cheek) и развернутые.
Развернутые метафоры выполняют структурообразующую функцию. Взаимосвязь образа и композиции проявляется в виде кольцевой структуры текста, серии взаимосвязанных образов и одного центрального образа, который является основным носителем художественного содержания.
Не менее важным средством создания образов послужило олицетворение, которое также часто является развернутым. В качестве особого вида олицетворения можно выделить pathetic fallacy, когда неодушевленным предметам придаются черты человеческого характера, а сами образы создаются через эмоциональные переживания автора.
Безусловно, частым приемом создания образов послужили эпитеты: изобразительные (bountiful colored Morning Rose) и метафорические (easy Clover, jolly Flowers). Кроме того, в создании образов принимают участие и такие приемы синтаксической риторики, как параллелизм, анафора, эллипсис, синтаксические переносы (анжанбеман). В ряде стихотворений при создании образа цветка используется прием монтажа и флоро- портретирования.
Основными механизмами введения образа цветка в текст являются различные мотивы: мотив путешествия, неразделенной любви, тоски по возлюбленному, мотив встречи, мотив смерти. Наряду с мотивами важным средством введения образа в текст становятся библейские и античные реминисценции.
Рассмотренные образы цветка выполняют жанрообразующую, стилеобразующую и смыслообразующую функции. В основе философской лирики Дикинсон лежат онтологические, эпистемологические и трансцендентальные смыслы. Спектр тем, представленных при помощи образа цветка, весьма широк (среди них - тема любви, свободы, вечности, эфемерности и скоротечности жизни).
Среди второстепенных функций образа цветка можно выделить психологическую и эмоциональноэкспрессивную.
Большинство проанализированных образов имеют глубокий символический смысл и могут интерпретироваться по-разному. Пожалуй, наиболее важной особенностью создания образа становится стирание грани между лирической героиней и непосредственно образом цветка. Именно это, по нашему мнению, является отличительной чертой цветочных образов в поэзии Э. Дикинсон, лирическая героиня которой восклицает:
To be a Flower, is profound Responsibility!
Г. Д. Лукина
Опубликовано 10.02.2020 17:25 | Просмотров: 576 | Блог » RSS |