24.01.2018 00:57

Нобелевская речь как личностная и творческая характеристика лауреата

Нобелевская речь как личностная и творческая характеристика лауреата

Французский писатель Альбер Камю при вручении ему 14 декабря 1957 года Нобелевской премии в области литературы произнес речь «Художник и время». Известно, что нобелевская речь - квинтэссенция взглядов лауреата на окружающий мир и себя самого.

Факт получения премии именно Камю вызвал бурную реакцию в литературной среде Франции: ожидалось, что награду получит Мальро. В значительной степени это связано как с послевоенной политико-экономической ситуацией в стране, так и с ее духовной атмосферой. Литературно-философское направление «экзистенциализм», к которому относят творчество Альбера Камю, после своего расцвета во время второй мировой войны стало расслаиваться. В частности, Камю вступил в идеологические противоречия с Жан-Полем Сартром. В основном, их разногласия касались ситуации в лагере, победившем фашизм: социальную ситуацию в СССР лауреат сравнивал с общественными условиями в гитлеровской Германии, характеризуя их как «диктатуру, тиранию и рабство». Его оппонент был более лоялен.

В напряженной атмосфере стало необходимостью четко обозначить свою гражданскую позицию. Оттого Камю и называет свою речь «Художник и время», тем самым подчеркивая неразрывную связь творца и его поколения, с одной стороны и привязанность художника к происходящему, с другой. Камю выступает против идеологического наполнения социалистического искусства. Однако он не признает и «искусства ради искусства», укоряя его сторонников в безжизненности и бессодержательности.

По словам лауреата, долг писателя - говорить правду о происходящем в мире, сколь бы запутанно и порой жестоко¬натуралистично это ни было. Истина, по мнению Камю, превыше любого эстетического облика. В поисках опоры для вечных ценностей писатель обращается к произведениям русского гуманизма 19 века, к «Бесам» и «Братьям Карамазовым» Ф.М. Достоевского, к творчеству Л. Н. Толстого.

Камю видит активность художника в стремлении показать образ повседневности, указать направление к развитию, не «осудить, а понять», направить, а не обязать.

Камю не ждет от современников оптимизма, но призывает к борьбе с внутренним нигилизмом и внешними его проявлениями как способу спасти душу. Вместе с соратниками автор стремится воссоздать единое пространство европейской культуры путем сохранения и реконструкции моральных и эстетических ценностей. Лауреат предстает перед нами не судьей или учителем, а, скорее, мудрым и размышляющим спутником, сопровождающим человечество по запутанным дорогам жизни.

Сдобнов С.А.

Нобелевская речь как личностная и творческая характеристика лауреата

Опубликовано 24.01.2018 00:57 | Просмотров: 265 | Блог » RSS