03.03.2021 09:26

Модели постинтернатного сопровождения детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Ч.1

Модели постинтернатного сопровождения детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Ч.1

Статистические данные свидетельствуют о том, что в последние годы в Российской Федерации и в ее отдельных субъектах наблюдается ежегодное снижение общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа, воспитывающихся в образовательных учреждениях. Однако количество выпускников в Российской Федерации ежегодно составляет около 15 тысяч.

Взрослея в условиях детского дома, воспитанники получают специфичное воспитание, которое препятствует формированию тех навыков, которые необходимы обычному человеку в социальной среде. В период нахождения ребенка в учреждении проблемы социализации и социальной адаптации латентны, т.е. они не оказывают прямого влияния на процесс его взросления. Однако, после выпуска - в постинтернатный период, они начинают приобретать открытый характер.

Все проблемы выпускников можно разделить на две группы: общественные, к которым относятся большие экономические затраты на воспитание, высокий уровень девиантности среди бывших выпускников и, так называемое, «вторичное сиротство», и индивидуальные, свойственные самим выпускникам, связанные с особенностями их личностного становления, - отставание в физическом и интеллектуальном развитии, нарушения в эмоционально-волевой сфере и поведении, неуверенность в себе, низкая самооценка, недоверие к внешнему миру, потребительское отношение к жизни, психологический инфантилизм.

Учитывая весь спектр проблем, с которыми сталкиваются выпускники в постинтернатный период, целесообразным является оказание воспитанникам комплексной поддержки посредством постинтернатного сопровождения, которое поможет им успешно адаптироваться к условиям социальной среды.

В современном законодательстве постинтернатное сопровождение выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется как комплекс мероприятий, реализуемых на основе межведомственного взаимодействия и направленных оказание содействия лицам данной категории в получении образования, трудоустройстве, защите и обеспечении реализации прав на жилье, приобретении навыков адаптации в обществе, организации досуга, а также по обеспечению физического, психического, нравственного и духовного развития[1: с.56].

Понятие «модель», в рамках исследуемой темы, подразумевает под собой как совокупность компонентов по организации деятельности постинтернатного сопровождения, так и отдельно процессуальную часть этой деятельности. Модель включает в себя три блока. Организационный блок, в рамках которого проводятся подготовительные мероприятия по открытию специализированных центров постинтернатной адаптации, формирование системы управления и нормативно-правовой базы, а также планирование самого процесса сопровождения и определение профессиональной команды специалистов сопровождения. Процессуальный блок представляет собой саму технологию постинтернатного сопровождения, то есть его основные составляющие: цели, задачи, мероприятия, мониторинг и другое. Контрольно-результирующий блок включает в себя процесс оценки и анализа результатов - уровень готовности выпускника к самостоятельной жизни [2].

А. А. Прокофьева
Продолжение следует

Модели постинтернатного сопровождения детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Ч.1

Опубликовано 03.03.2021 09:26 | Просмотров: 502 | Блог » RSS