14.08.2021 13:19

Методика спортивной подготовки спортсменов с нарушением зрения в стрелковом спорте на начальном этапе (на примере стрельбы из лука). Ч.2

Методика спортивной подготовки спортсменов с нарушением зрения в стрелковом спорте на начальном этапе (на примере стрельбы из лука). Ч.2

Показатели физической подготовленности до эксперимента, как в контрольной, так и в экспериментальной группе достаточно низкие. Однако, при сравнении их между собой нами не было выявлено достоверных различий ни по одному из показателей. Таким образом, подтверждаются данные о случайном формировании групп.

На основании анализа литературных источников и результатов первичного обследовании нами была разработана экспериментальная методика подготовки слепых стрелков из лука, которая состояла из двух частей: теоретической и практической, и строилась с учетом специальных принципов обучения лиц с нарушением зрения. Тренировочное занятие строилось по классическому варианту - и состояло из 3 частей.

Подготовительная часть занимала около 20 минут и включала в себя традиционную разминку и коррекционные упражнения (направленные на предупреждение вторичных отклонений со стороны развития ОДА и профилактики профессиональных (спортивных) заболеваний). Основная часть (ей было отведено 60-75мин). Нагрузка распределялась следующим образом: в начале эксперимента ОФП составляла 70%, а СФП - 25%, коррекционные упражнения - 5 % от общего объёма нагрузки. Основная часть занятия включала разработанные нами комплексы ОФП и СФП, в зависимости от поставленных задач каждого микроцикла. В эти комплексы входили упражнения на развитие скоростно-силовых способностей и специальной выносливости, а также стрельба по мишени с различных дистанций, в.т.ч. и с дистанции 18 метров с открытыми глазами (этот способ был использован для улучшения остаточного зрения) и с закрытыми глазами с направляющей помощью тренера для последующей подготовки к соревновательной деятельности. К концу эксперимента ОФП составила - 55%, СФП - 40%, коррекционные упражнения - 5%. В заключительной части (около 10минут) использовались упражнения на расслабление в различных исходных положениях и дыхательные упражнения для создания психологической устойчивости в стрессовых предсоревновательных ситуациях.

Динамика показателей ОФП испытуемых экспериментальной группы по окончании эксперимента нами были получены следующие результаты. Таблица 3 Как видно из табл. 3, по всем показателям произошли изменения. После эксперимента в группе увеличились показатели отжиманий на 36,4% и подъемов туловища из положения лежа на 32,7%, показатель позы Ромберга увеличился на 43,2%. Таким образом, целенаправленные систематические занятия по экспериментальной программе оказывают положительное влияние на развитие мышечной системы и координационных способностей спортсменов с нарушением зрения. Таблица 4 Показатели уровня ОФП испытуемых контрольной и экспериментальной группы после проведения эксперимента

Сравнительный анализ показателей 2-х групп после эксперимента свидетельствует о том, что в контрольной группе показатели несколько ниже, чем в экспериментальной. Показатели количества отжиманий и дальность броска мяча из-за головы недостоверны. Достоверно выше в экспериментальной группе показатели силы мышц брюшного пресса и статической координации. Эти способности являются ведущими в физической подготовленности стрелков-лучников, поэтому их высокий показатель является основанием полагать, что данные результаты могут быть основой для улучшения спортивных результатов незрячих спортсменов. Таблица 5 Сравнительные показатели уровня СФП испытуемых экспериментальной группы (n=8) до и после эксперимента

Как видно из таблицы 5, средние результаты тестируемых во всех тестах увеличились в той или иной степени. После эксперимента средний прирост составил - удержания лука - 39,6% и натяжение лука - 48,8%. Все выше представленные показатели изменились достоверно. Сравнительные показатели контрольных выстрелов в контрольной (n=8) и экспериментальной (п=8) группах до и после эксперимента

Из диаграмм 1 и видно увеличение показателей контрольных выстрелов в обеих группах, однако в экспериментальной группе показатели выше. Это связано с правильностью построения тренировочного процесса и соответствия специальных упражнений на развитие скоростно-силовой выносливости. Можно предположить, что высокий прирост данных показателей положительно отразится на спортивных результатах спортсменов с нарушениями зрения.

В результате разработанной и проведенной программы тренировочных занятий с организованной методикой спортивной подготовки, а также с применением наиболее информативных методов исследования были получены, в целом, положительные результаты по всем исследуемым показателям.

Таким образом, экспериментальная программа доказала свою эффективность и может быть внедрена в тренировочный процесс Паралимпийских лучников.

Литература
1. Аксенова Л. И. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И Белякова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.
2. Жилина М.Я. Методика тренировки стрелка-спортсмена / учебное пособие М.Я. Жилина. - М. : ДОСААФ, 1986.
3. Кузнецова Л. В. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева.; Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.

Макеева А.

Методика спортивной подготовки спортсменов с нарушением зрения в стрелковом спорте на начальном этапе (на примере стрельбы из лука). Ч.2

Опубликовано 14.08.2021 13:19 | Просмотров: 444 | Блог » RSS